Дорога на перевал 1) Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. 2) Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. 3) Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. 4)Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. 5) Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. 6) А у подножия - тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.
7) Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.
8) С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. 9) Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. 10) Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. 11)Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. 12) Кругом могильная тишина. 13)В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. 14) Красные пятна мерцали на окрестных скалах.
1. Какие из высказываний соответствуют тексту? Укажите номера ответов.
1) В этом тексте автор активно использует эпитеты, чтобы описать дорогу( могильная тишина, угрюмые тени, грязно-серая мгла…)
2) Тип данного текста – рассуждение.
3) Стиль данного текста - публицистический.
4) Герой пессимистично смотрит вокруг .
5) Автор употребляет метафоры чалма облаков, бровь супили горные пики, лик гор
2. Найди предложение в тексте, которое связано с предыдущим с форм одного и того же слова . Напиши его номер.
3. Найди и выпиши грамматическую основу односоставного безличного предложения.
4. Найди и выпиши составное глагольное сказуемое, укажи, чем выражены его части.
5. Найди в тексте и выпиши составное именное сказуемое, укажи, чем выражена именная часть.
6. Выпиши предложение № 4 и сделай его пунктуационный анализ.
7. Составь задание «третий лишний»: выпиши из текста два слова с чередующейся безударной гласной в корне и одно слово с проверяемой
8. Запиши данные ниже предложения, восстановив нарушенную связь между подлежащим и сказуемым:
Прямая речь- это точная передача чужого высказывания.
Диалог- это разговор двух и более лиц.
Цитата- это точная передача части чужого высказывания.
Реплика- это высказывание действующего лица.
Кавычки- это знаки для выделения прямой речи, цитат, заглавий и слов , употреблённых в переносном или ироническом смысле.
Тире-это знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.
Двоеточие- знак препинания в виде 2 точек, расположенных одна над другой.
Запятая- знак препинания, обозначающий интонационное членение, а также выделяющий некоторые синтаксические группы.
В одно ясное,холодное утро (из тех,какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом,на всякий случай взяв с собой пары три борзых,стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками.
В скобках вводное предложение - содержит дополнительное сообщение
на всякий случай взяв с собой пары три борзых,стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
три борзых,стремянного - однородные чл.пр.
ясное, холодное - однородные чл.пр.
кто? Иван Петрович Берестов - подл. одной чертой, сверху надписать сущ.
что сделал? выехал прогуляться - сказуемое - двумя чертами - сверху гл.
когда? в одно утро - обстоятельство - точка тире - сверху в -пр. одно - числ. утро - сущ.
какое? ясное, холодное - определение волнистой - сверху прил.
каким образом?
на всякий случай взяв с собой пары три борзых,стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. - обособленное обстоятельство - точка тире, сверху деепр.об. и каждую часть речи - на - предлог, всякий - мест. случай - сущ. взяв - деепр. с - пр. собой - мест. пары - числ. три - числ. борзы, стремянного - сущ. и - союз, несколько - числ. дворовых - прил. мальчишек - сущ. с - пр. трещотками - сущ.