Иван Айвазовский неустанно трудился до последних дней своей жизни. Возвышенное, приподнято-эмоциональное восприятие природы сохранилось у Айвазовского до конца его творческого пути. Но в 1870-1880-е годы внешняя эффектность, повышенная яркость цвета уступают место более спокойным, мягким соотношениям красок. Бури и штормы сменяются изображением моря в обычном его состоянии. Наиболее удачные пейзажи этого времени приобретают психологическую окрашенность и внутреннюю значительность образа. Айвазовский был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Во взглядах на общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников было много общего. Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею. В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину Черное море. Сдержанное напряжение и эпическая сила волновали художника при создании подобных пейзажей. На картине море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее. И, конечно, в этой картине он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами. Прозрачная материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью мастера. Туманная в глубине, светящаяся изнутри, она волшебной тканью скрывает подводное царство русалок и тритонов, загадочного жемчуга и причудливых растений. "Черное море" не самое масштабное по размерам полотно в творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского.
Возвышенное, приподнято-эмоциональное восприятие природы
сохранилось у Айвазовского до конца его творческого пути. Но в
1870-1880-е годы внешняя эффектность, повышенная яркость цвета
уступают место более спокойным, мягким соотношениям красок.
Бури и штормы сменяются изображением моря в обычном его
состоянии. Наиболее удачные пейзажи этого времени приобретают
психологическую окрашенность и внутреннюю значительность
образа.
Айвазовский был близок со многими передвижниками.
Гуманистическое содержание его искусства и блестящее мастерство
высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Во взглядах на
общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников
было много общего. Задолго до организации передвижных выставок
Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге,
Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880
году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную
картинную галерею.
В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных
произведений - картину Черное море. Сдержанное напряжение и
эпическая сила волновали художника при создании подобных
пейзажей.
На картине море изображено в пасмурный день; волны, возникая у
горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием
величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в
скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее
эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что
Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской
стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва
уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой
потенциальной мощи ее. И, конечно, в этой картине он
демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную
светом, вечно подвижную водную стихию.
Морские волны, как драгоценные камни, вбирают в себя множество
оттенков зеленого и синего, их уже не назовешь словами. Прозрачная
материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью
мастера. Туманная в глубине, светящаяся изнутри, она волшебной
тканью скрывает подводное царство русалок и тритонов, загадочного
жемчуга и причудливых растений.
"Черное море" не самое масштабное по размерам полотно в
творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления
любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского.