Экзамен Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
1) Лирика дружбы занимает в творчестве Пушкина особое место. 2) Вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства. 3) Многие стихотворения разных лет датированы 19 октября – это день основания лицея, который его воспитанники ежегодно отмечали. 4) Пущину, или Жанно, как звали его друзья, Пушкин посвятил несколько стихотворений. 5) Первое из них относится ещё к 1815 году, к юным годам поэта.
6) В январе 1825 года Пущин приехал к опальному поэту во время его ссылки в Михайловском. 7) Радость встречи для Пушкина была усилена неожиданностью приезда друга. 8) Пущин привёз с собой приветы близких Пушкину людей, признание читателей, надежду на избавление от насильственного уединения.
9) Встреча стала поводом к написанию одного из замечательных пушкинских стихотворений. 10) Оно начинается строкой «Мой первый друг, мой друг бесценный!». 11) Это восклицание выражает искреннее, нежное, благодарное чувство поэта к его лицейскому товарищу.
12) Стихотворение, написанное в 1826 году, намекает на сходную ситуацию: Пущин был сослан в Сибирь за участие в декабрьском восстании, а возвращён из ссылки только в 1856 году. 13) Стихи были посланы Пушкиным на каторгу в Сибирь с женой декабриста Муравьёва и переданы Пущину в первый день его приезда в Читинский острог.
14) Голос Пушкина поддержал и укрепил его, даровал утешение, как страстно желал этого поэт. 15) «Лучом лицейских ясных дней» освещены были все годы дружбы Пушкина и Пущина. (По Н.В. Рукавишниковой)
21. ( ) Определите стиль речи данного текста.
ответ: .
22. ( ) Определите тип речи данного текста.
ответ:
23 ( ) Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
ответ: .
24. ( ) Выпишите языковые средства, используемые в этом тексте.
ответ:
25. ( ) Среди предложений 1-3 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
ответ:
26. ( ) Из предложения 1 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(1)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость.
ответ: .
22. Тип речи данного текста можно определить как описание, так как в тексте даются сведения о жизни и творчестве Пушкина, о дружбе между Пушкиным и Пущиным.
23. Грамматическая основа предложения 2 представлена словами "вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства".
24. В тексте используются различные языковые средства, такие как: повествовательные предложения, прилагательные, глаголы, сравнения, а также грамматические формы (например, причастия) и другие.
25. Предложения 2 и 3 связаны с предыдущим предложением (предложением 1), так как они раскрывают информацию о лицее и его значимости в жизни Пушкина.
26. В предложении 1 антонимами являются слова "молниеносна" и "длительна", так как они характеризуют противоположные свойства молодости и старости.