Эти слова Александра Сергеевича Пушкина как нельзя лучше характеризуют мою педагогическую практику. Действительно много открытий я сделала для себя за время просвещения, получения педагогического опыта, «сына ошибок трудных». И именно случай привёл меня после окончания обучения в тогда ещё Остафьевскую школу. И с того момента, как я перешагнула её порог, вся жизнь моя стала интересной, необычной. Я почувствовала, что меня любят и ждут в школе.
Ещё осваивая тайны мудрости педагогической науки, поняла, что надо найти путь к сердцу каждого ученика, сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться и познавать мир. Необходимо найти золотую середину между любовью к профессии и любовью к детям. А ещё надо стремиться идти в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений, постоянно совершенствоваться самому, творить, не останавливаясь на достигнутом. Именно такие требования сегодня предъявляются к профессии учителя, потому что миссия учителя заключается не только в обучении, но и в воспитании достойного гражданина.
Достигла ли я гения, «высшей творческой как определяет этот термин «Словарь русского языка» С.И.Ожегова? Я думаю, об этом говорить ещё рано. Ещё не прожито мной достаточно времени и не выполнено достаточно работ, чтобы достичь высшей точки творчества. Но уже многие парадоксы возникли на моём профессиональном пути. Некоторые из них очень точно описал поэт Эдуард Асадов:
… дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей…
Говорят, что нет лучших учителей для любого ребёнка, чем его родители, образцы поведения, которые находятся пред глазами ребёнка дольше всего в его жизни. Но образцы эти бывают не только со знаком «плюс», но и, к сожалению, часто со знаком «минус».
…И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!..
Но правдивые дети всё же есть, несмотря на большое количество лживых взрослых! И это один из парадоксов. Лживые взрослые порождают правдивых детей. Так ли это? Мой опыт подсказывает, что правдивых детей больше, чем правдивых взрослых.
…А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!..
Воспитание на словах, как известно, не эффективно. Для успешного воспитания необходим лишь личный пример, особенно пример родителя, да и любого взрослого, находящегося рядом с ребёнком.
…И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!..
Большое значение в приобщении ребенка к здоровому образу жизни имеет личный пример взрослых. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), то и ребенок, глядя на них, с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям, старается сам выполнять многие, может даже еще не понятные ему, упражнения. Если же взрослые сами пьют и курят, и только говорят о спорте – то быть беде!
…А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!..
Жизнь взрослых и членов семьи накладывает большой отпечаток в сознании детей и гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.
…Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
Я не сожалею о выбранном пути. Работа доставляет мне огромное наслаждение, потому что это радость открытий и преодоление, а также поиск решений и личного примера. Я учу и учусь у своих учеников, которые становятся мне друзьями, отвечаю на их не всегда лёгкие вопросы. Нам вместе очень интересно
ответ:О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Эти слова Александра Сергеевича Пушкина как нельзя лучше характеризуют мою педагогическую практику. Действительно много открытий я сделала для себя за время просвещения, получения педагогического опыта, «сына ошибок трудных». И именно случай привёл меня после окончания обучения в тогда ещё Остафьевскую школу. И с того момента, как я перешагнула её порог, вся жизнь моя стала интересной, необычной. Я почувствовала, что меня любят и ждут в школе.
Ещё осваивая тайны мудрости педагогической науки, поняла, что надо найти путь к сердцу каждого ученика, сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться и познавать мир. Необходимо найти золотую середину между любовью к профессии и любовью к детям. А ещё надо стремиться идти в ногу со временем, уважая старые традиции и не боясь нововведений, постоянно совершенствоваться самому, творить, не останавливаясь на достигнутом. Именно такие требования сегодня предъявляются к профессии учителя, потому что миссия учителя заключается не только в обучении, но и в воспитании достойного гражданина.
Достигла ли я гения, «высшей творческой как определяет этот термин «Словарь русского языка» С.И.Ожегова? Я думаю, об этом говорить ещё рано. Ещё не прожито мной достаточно времени и не выполнено достаточно работ, чтобы достичь высшей точки творчества. Но уже многие парадоксы возникли на моём профессиональном пути. Некоторые из них очень точно описал поэт Эдуард Асадов:
… дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей…
Говорят, что нет лучших учителей для любого ребёнка, чем его родители, образцы поведения, которые находятся пред глазами ребёнка дольше всего в его жизни. Но образцы эти бывают не только со знаком «плюс», но и, к сожалению, часто со знаком «минус».
…И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!..
Но правдивые дети всё же есть, несмотря на большое количество лживых взрослых! И это один из парадоксов. Лживые взрослые порождают правдивых детей. Так ли это? Мой опыт подсказывает, что правдивых детей больше, чем правдивых взрослых.
…А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!..
Воспитание на словах, как известно, не эффективно. Для успешного воспитания необходим лишь личный пример, особенно пример родителя, да и любого взрослого, находящегося рядом с ребёнком.
…И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!..
Большое значение в приобщении ребенка к здоровому образу жизни имеет личный пример взрослых. Если мама и папа занимаются спортом сами (посещают тренировки, делают физические упражнения), то и ребенок, глядя на них, с самого раннего возраста привыкает к физическим упражнениям, старается сам выполнять многие, может даже еще не понятные ему, упражнения. Если же взрослые сами пьют и курят, и только говорят о спорте – то быть беде!
…А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!..
Жизнь взрослых и членов семьи накладывает большой отпечаток в сознании детей и гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.
…Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
Я не сожалею о выбранном пути. Работа доставляет мне огромное наслаждение, потому что это радость открытий и преодоление, а также поиск решений и личного примера. Я учу и учусь у своих учеников, которые становятся мне друзьями, отвечаю на их не всегда лёгкие вопросы. Нам вместе очень интересно