Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.
1.Подчеркните грамматическую основу в бессоюзных сложных предложениях.
2. Выполните синтаксический разбор одного (любого) бессоюзного сложного предложения
увидеть - 2 спряжение просить- 2 спряжение вырастить - 2 спряжение
я увижу я я выращу
ты увидишь ты просишь ты вырастишь
он увидит он просит он вырастит
мы увидим мы просим мы вырастим
вы увидите вы просите вы вырастите
они увидят они просят они вырастят
услышать - 2 спряжение вырастать - 1 спряжение вырасти - 1 спряжение
я услышу я вырастаю я вырасту
ты услышишь ты вырастаешь ты вырастешь
он услышит он вырастает он вырастет
мы услышим мы вырастаем мы вырастем
вы услышите вы вырастаете вы вырастете
они услышат они вырастают они вырастут
Объяснение:
1. Сложное предложение с различными видами связи:
4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения. (сочинительная и подчинительная)
2. Сложное предложение с разными видами связи:
3) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и раздражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.
(подчинительная и бессоюзная)
3. В этом случае дана правильная характеристика предложения:
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.
1) СП с сочинением и подчинением
4. Правильная характеристика предложения:
Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
3) СП с подчинением и бессоюзной связью
5. Правильная характеристика предложения:
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
1) СП с сочинением и подчинением
6. Правильная характеристика предложения:
Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (В. Белинский)
1) СП с сочинением и подчинением
7. Правильная характеристика предложения:
Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.
2) СП с сочинением и бессоюзной связью
8. Сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями:
(7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее.