Файл itogovyy_test_po_teme_leksikologiya.docx 28.02 КБ Предварительный просмотр:
Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»
ВАРИАНТ 1
1. Какое утверждение является неверным?
1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.
2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.
4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
2. Подберите антонимы к выделенным словам
1) острый () нож.
2) добрый () человек.
3) долгая () ночь.
4) теплый () вечер.
3. Какое из данных слов является устаревшим?
1) коробейники
2) бурак
3) акварель
4) мольберт
4. Как называются слова, объединенные в данные группы?
начало – конец
холод – жара
1) профессионализмы.
2) неологизмы.
3) синонимы.
4) антонимы.
5. Укажите неверное утверждение
1) за бугром - жаргонизм
2) тихий - громкий - антонимы
3) земля – необщеупотребительное слово
4) делать из мухи слона - фразеологизм
6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?
1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.
3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.
4) Жилищное законодательство требует введения поправок.
8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный.
2) обводить вокруг пальца – обманывать.
3) с гулькин нос – много.
4) яблоку негде упасть – тесно.
9. Какое слово является стилистически сниженным?
1) лицо
2) стамеска
3) затишье
4) везуха
10. Укажите устаревшее слово – историзм
1) дворец
2) веретено
3) колыбель
4) рыбак
11. В каком словаре можно узнать произношение слов?
1) толковом словаре
2) этимологическом
3) орфографическом
4) орфоэпическом
12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.
2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.
3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.
4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.
13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?
1) с гулькин нос – хоть пруд пруди
2) черепашьим шагом – во весь дух
3) чуть свет – ни свет ни заря
4) дать волю языку – держать язык за зубами
14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?
1) тертый калач – стреляный воробей
2) ни рыба ни мясо – ни то ни се
3) водить за нос – обводить вокруг пальца
4) семи пядей во лбу – без царя в голове
15. В каком предложении есть фразеологизм?
1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки
2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки
3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа
4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.
16. Объясните значение фразеологических оборотов
1) кожа да кости -
2) на всех парусах -
3) рукой подать -
4) на ночь глядя -
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23
(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.
(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.
(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.
(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!
17. Определи тему текста.
Примечание. На конце слова после шипящих буква ь ставится для обозначения
формы слова, например: глушь (см. п. 20), стричь (см. п. 66), отрежь (см. п. 67).
5. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласным, например: возьму, молотьба, нянька, восьмой.
6. Между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость, например: возьми — возьму, молотьбе — молотьба, няньки — нянька, восьми — восьмой, (сравните слова, в которых между мягкими согласными не пишется буква ь; ветви (потому что ветка) , черви ( потому что червоточина) , смерть (потому что смертный) .
Примечание 1. В некоторых случаях буква ь ставится между согласными для обозначения грамматической формы: 1) в глаголах повелительного наклонения (приготовьте, сядьте, познакомьтесь) ; 2) в неопределенной форме глагола (приготовиться, садиться, познакомиться) ; 3) при склонении некоторых существительных и числительных (детьми, людьми, лошадьми, четырьмя) .
Примечание 2. После шипящих буква ь употребляется или для обозначения формы слова, или в качестве отдельного знака: 1) ешьте, режьте (форма повелительного наклонения) ; 2) умываешься (форма второго лица единственного числа) ; 3) остричься (неопределенная форма глагола) ; 4) рожью (в качестве отделительного знака) .
7. Буква ь употребляется после мягкого л, стоящено перед любым согласным (и твердым, и мягким) , например: вольный, мельница, сельдь, вскользь.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: гулливый, эллин (грек) .
8. Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е (ё), ю, я в следующих случаях:
а) между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е (ё), ю, я, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный;
б) в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трехъязычный;
в) в иноязычных словах после иноязычных приставок, например: адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский и т. п.