Игорь Эммануилович Грабарь — выдающийся художник двадцатого века. Ему замечательно удавались и пейзажи, и портреты, и натюрморты. Но, по его же словам, больше всего на своих картинах он любил изображать снег и березы. Береза вообще была его самым любимым деревом.
Одной из несомненных вершин творчества И.Э. Грабаря является картина «Февральская лазурь», которая целиком посвящена его любимой художественной теме — зимнему пейзажу с большой березой на переднем плане.
Ствол у нее вовсе не ровный и стройный, а с заметным изгибом. Но этот изгиб нисколько не портит общего впечатления от дерева. Наоборот, кажется, что береза танцует, радуясь солнечному февральскому дню. И просто изогнулась в этом зимнем танце.
На картине ее ветви наложились на ветви других берез, изображенных на среднем плане. И в результате этого наложения образовался очень красивый узор, похожий на узоры, которые рисует мороз на замерзших окнах домов.
Эти березы, расположенные на среднем плане картины, как будто поддерживают главную танцовщицу. Кто-то из них тоже танцует и также изогнулся в танце, а кто-то только раскинул свои ветви в такт зимней музыке, и в таком виде оказался запечатленным художником на картине.
На этот праздник яркого февральского дня пришли и простые зрители, скромно стоящие вдалеке на заднем плане картины — плотный березовый лесок, темнеющий вдали, и три маленькие зеленые елочки, словно в удивлении застывшие около него.
День, изображенный на картине, ясный, солнечный и морозный.
Стоящее высоко солнце на картине не видно, так как оно находится за спиной у смотрящего на картину. Но присутствие солнца ощущается во всем.
И в белом пушистом снеге, который переливается под солнечными лучами.
И в белых стволах берез, которые отражают эти лучи и в то же время греются под ними.
И в морозном прозрачном пронизанном лучами солнца воздухе, в котором уже чувствуется приближающаяся весна.
А над всем этим распростерся купол высокого лазурного неба, лишь слегка голубеющего над березовым леском внизу и становящегося темно-синим в вышине.
Снег внизу картины, искрясь на солнце, пытается одновременно повторить и отразить все оттенки небесной лазури.
Лазурь вверху. Лазурь внизу. Вся картина пропитана восхитительным голубым цветом.
Наверное, поэтому сначала художник назвал картину «Голубая зима». Но через некоторое время переименовал ее в «Февральскую лазурь». И сделал это совершенно правильно. Потому что второе название гораздо лучше первого отражает праздничную атмосферу, прекрасно переданную И.Э. Грабарем в картине.
И действительно, картина «Февральская лазурь» на всех людей, и на меня в том числе, помимо восхищения мастерством художника, сумевшего при красок создать на холсте настоящий кусочек природы, производит впечатление праздника.
Она принадлежит к тем редким произведениям искусства, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы еще раз прикоснуться к прекрасному и зарядиться настроением радости и праздника, исходящим от нее
Игорь Эммануилович Грабарь — выдающийся художник двадцатого века. Ему замечательно удавались и пейзажи, и портреты, и натюрморты. Но, по его же словам, больше всего на своих картинах он любил изображать снег и березы. Береза вообще была его самым любимым деревом.
Одной из несомненных вершин творчества И.Э. Грабаря является картина «Февральская лазурь», которая целиком посвящена его любимой художественной теме — зимнему пейзажу с большой березой на переднем плане.
Ствол у нее вовсе не ровный и стройный, а с заметным изгибом. Но этот изгиб нисколько не портит общего впечатления от дерева. Наоборот, кажется, что береза танцует, радуясь солнечному февральскому дню. И просто изогнулась в этом зимнем танце.
На картине ее ветви наложились на ветви других берез, изображенных на среднем плане. И в результате этого наложения образовался очень красивый узор, похожий на узоры, которые рисует мороз на замерзших окнах домов.
Эти березы, расположенные на среднем плане картины, как будто поддерживают главную танцовщицу. Кто-то из них тоже танцует и также изогнулся в танце, а кто-то только раскинул свои ветви в такт зимней музыке, и в таком виде оказался запечатленным художником на картине.
На этот праздник яркого февральского дня пришли и простые зрители, скромно стоящие вдалеке на заднем плане картины — плотный березовый лесок, темнеющий вдали, и три маленькие зеленые елочки, словно в удивлении застывшие около него.
День, изображенный на картине, ясный, солнечный и морозный.
Стоящее высоко солнце на картине не видно, так как оно находится за спиной у смотрящего на картину. Но присутствие солнца ощущается во всем.
И в белом пушистом снеге, который переливается под солнечными лучами.
И в белых стволах берез, которые отражают эти лучи и в то же время греются под ними.
И в морозном прозрачном пронизанном лучами солнца воздухе, в котором уже чувствуется приближающаяся весна.
А над всем этим распростерся купол высокого лазурного неба, лишь слегка голубеющего над березовым леском внизу и становящегося темно-синим в вышине.
Снег внизу картины, искрясь на солнце, пытается одновременно повторить и отразить все оттенки небесной лазури.
Лазурь вверху. Лазурь внизу. Вся картина пропитана восхитительным голубым цветом.
Наверное, поэтому сначала художник назвал картину «Голубая зима». Но через некоторое время переименовал ее в «Февральскую лазурь». И сделал это совершенно правильно. Потому что второе название гораздо лучше первого отражает праздничную атмосферу, прекрасно переданную И.Э. Грабарем в картине.
И действительно, картина «Февральская лазурь» на всех людей, и на меня в том числе, помимо восхищения мастерством художника, сумевшего при красок создать на холсте настоящий кусочек природы, производит впечатление праздника.
Она принадлежит к тем редким произведениям искусства, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы еще раз прикоснуться к прекрасному и зарядиться настроением радости и праздника, исходящим от нее