Оригинальная и яркая,и афористичная поэма ,,Наука любви" сразу врезалась в сознание читателей,вызывая восторг тех,кто разделял настроение поэта и возмущение тех,кто его не разделял.Для успокоения последних Овидий с первых же слов предупреждает,что на святость семейного очага он не покушается,что героини его неримские гражданки,а вольноотпущеницы и приезжие,которым предоставляет полную свободу поведения. Но это никого не успокаивало.Вдумачивые недоброжелатели должны были негодовать на то,с какою смелостью поэт выдает нравы молодых прижигателей жизни за нормы вселенской гармонии поверхностных-на то,с какой откровенностью рассказывает он о любовных обманах,которым из его слов могут научиться не только гетеры,а и законные жены Мы не знаем,был ли Август с его советниками вдумчивым или поверхностным читателем ,,Науки любви",но можем быть уверены,что он был читатем недоброжелательным.Он мог понимать или не понимать,что его общество именно таково,и он сам его сделал таким,но он знал,что быть или по крайней мере выглядеть оно должно совсем иным-нравственным и гражданственным.Ради поддерживания этой видимости он принес в жертву сперва дочь,а потом внучку;поэма,не ставившая эту видимость не во что,могла быть ему лишь враждебна,как политику,и ненавистна,как человеку
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.
Мы не знаем,был ли Август с его советниками вдумчивым или поверхностным читателем ,,Науки любви",но можем быть уверены,что он был читатем недоброжелательным.Он мог
понимать или не понимать,что его общество именно таково,и он сам его сделал таким,но он знал,что быть или по крайней мере выглядеть оно должно совсем иным-нравственным и гражданственным.Ради поддерживания этой видимости он принес в жертву сперва дочь,а потом внучку;поэма,не ставившая эту видимость не во что,могла быть ему лишь враждебна,как политику,и ненавистна,как человеку
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.