Главный герой картины художника А. Комарова «Наводнение»-заяц. Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Где и как он сидит? Расскажите, как случилось, что заяц оказался на дереве. Ваш слушатель - первоклассник, младший братишка. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как включите в него описание зайца, как закончите своё повествование. (Репродукцию картины см. в конце учебника.) Порядок морфологического разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
краткая или полная форма; род (в ед. ч.); падеж, число.
III.Синтаксическая роль.
Образец морфологического разбора
Русский язык неисчерпаемо богат. (М. Горький)Устный разбор
Русский (язык) — имя прилагательное.
Во-первых, оно обозначает признак предмета: язык (какой?) русский.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма — русский, здесь употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является определением. Язык (какой?) русский.
Богат (язык) — имя прилагательное.
Во-первых, оно обозначает признак предмета: язык (каков?) богат.
Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма — богатый, здесь употреблено в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
В-третьих, в предложении является сказуемым. Язык (к а к о в?) богат.Письменный разбор
I. Русский (язык) — прилаг. Язык (какой?) русский.
II. Н. ф .— русский; в м. р., в им. п., в ед. ч.
III. Язык (какой?) русский.
I. Богат (язык) — прилаг. Язык (каков?) богат.
II. Н. ф. — богатый; в кратк. форме, в м. р., в ед. ч.
Слово шахтёр разобрать по транскрипции[ш а т о р] вот и всеШахтёр-[Шахтёр] Ш-[ш]-согл.,тв.,парн/ж а-[а]-гл.,безудар.. х-[х]-согл.,тв.,непарн.. ё-[ё]-гл.,ударн.. р-[р]-согл.,тв.,непарн.. 5букв и 5 звуков
Бесформенная-[б'есформ'инай'а] б [б]- согл, мягкий,звонкий, парный(б-п) е [е]-гл, безударная с [с]-согл, твёрдый, глухой, парный(з-с) ф [ф]-согл,твёрдый, глухой, парный(в-ф) о [о]- гл, ударн. р [р]-согл, твёрдый, звонкий,непарн. м [м]-согл, мягкий, звонкий, непарный. е [и]-гл, безуд. н [н]-согл, твёрдый, звонкий, непарн. н --- а [а]-гл,безуд. й -согл,мяг,звонкий,непарн. Я* [а]-гл,безуд.
12 б., 12зв., 5 гл., 7 согл., 5 слогов.
*Напишите маленькую букву я и разделите транскрипцию на 2 части.Сверху напишите й,а внизу напишите а. После того как закончите с разбором, возьмите простой карандаш и по линейке проведите линию. Потом подведите итоги, как это сделала я.
б [б]- согл, мягкий,звонкий, парный(б-п)
е [е]-гл, безударная
с [с]-согл, твёрдый, глухой, парный(з-с)
ф [ф]-согл,твёрдый, глухой, парный(в-ф)
о [о]- гл, ударн.
р [р]-согл, твёрдый, звонкий,непарн.
м [м]-согл, мягкий, звонкий, непарный.
е [и]-гл, безуд.
н [н]-согл, твёрдый, звонкий, непарн.
н ---
а [а]-гл,безуд.
й -согл,мяг,звонкий,непарн.
Я* [а]-гл,безуд.
12 б., 12зв., 5 гл., 7 согл., 5 слогов.
*Напишите маленькую букву я и разделите транскрипцию на 2 части.Сверху напишите й,а внизу напишите а. После того как закончите с разбором, возьмите простой карандаш и по линейке проведите линию. Потом подведите итоги, как это сделала я.