Голодная кума лиса залезла в сад, в нем винограду кисти рделись. у кумушки глаза и зубы разгорелись; а кисти сочные как яхонты горят; лишьто беда, висят они высоко: отколь и как она к ним ни зайдет, хоть видит око, да зуб неймет. пробившись попусту час целой, пошла и говорит с досадою: "ну, что ж! на взгляд-то он хорош, да зелен - ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь". проведите орфографический и пунктуационный разбор текста,объясняя правописание слов и постановку знаков препинания
ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова
1. Перепишите предложения через строчку.
2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.
Например:
• над безударными гласными – проверочное слово;
• над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;
• над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;
• над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;
• чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;
• чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать) ;
• чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;
• слитно–раздельно: условия выбора;
• прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть) , над наречием пишем, что это наречие;
• если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках) .
Выполните орфографический анализ (безударные гласные) .
Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли.. . Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н. Носов)
Выполните орфографический анализ (безударные гласные) .
Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н. Носов)
Выполните орфографический анализ (глагол) .
На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н. Носов)
Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов) , объясните постановку знаков препинания.
Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К. С. Льюис)
ну а чтоб сделать пунктуационный разбор просто везде расставьте знаки препинания правильно!:)
Голодная (сочетание -оло-), сад (садок), разгорелись (после корня -гор- нет суффикса, значит пишем -о- в корне), яхонты (слов. слово), горят (после корня -гор- нет суффикса, значит пишем -о- в корне), беда (беды), пробившись (пробиваться), взгляд (глядеть), хорош (сочетание -оро-), ягодки (ягода).
Пунктуационный разбор
После сад запятая, так как предложение сложное, с двумя грамматическими основами. Точки с запятыми ставим, чтобы связать предложения отдельные, но связанные по смыслу в БСП. Хоть видит око - придаточная часть в сложном предложении, с двух сторон выделяем. Пробившись попусту час целой - деепричастный оборот, не являющийся фразеологизмом, обособляется. Кавычки - прямая речь Лисы. Тире ставится, потому что идёт противопоставление, вместо тире можно подставить противительный союз а. Двоеточие ставим, потому что оно поясняет, о чём говорится в предыдущей части.