ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
Вариант 1
Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (цикл «Записки охотника») и выполните задания к тексту.
(1) В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошёлся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. (2) Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушённым сердцем доверял своё горе всем друзьям и знакомым, а родите. ям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение господина Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть «Пинну»; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завёл у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. (3) Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.
1. Прочитайте словарную статью. Определите, в каком значении
употреблено слово сочинение в предложении 2.
Сочинение, -я, ср.
1) Создание какого-нибудь литературного или музыкального произведения. Сочинение пьесы, Сочинение етихотворения.
2) То, что сочинено; художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное сочинение.
3) Вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное сочинение, Домашнее сочинение.
4) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по сочинительной связи. Сочинение и подчинение предложений.
2. Назовите средства выразительности, использованные автором текста (обоснуйте ответ)
a) разговорная лексика
б) ряды однородных членов предложения
в) вводные слова
г) эпитеты
д) метафоры
e) метонимия
ж) парцелляция
з) олицетворения
и) сравнения
к) экспрессивно окрашенный синтаксис
3. Выполните фонетический разбор слова кушанья.
4. Выпишите из предложения 1 слово с непроизносимым согласным звуком. Подберите, если возможно, проверочное слово.
5. Выпишите из текста деепричастие совершенного вида времени. Выполните его морфологическй разбор.
6. Выпишите из текста отрицательные наречие. Объясните его правописание
7. Выпишите из предложения 2 сочинительные, противительные союзы и выполните их морфологический разбор.
8. Выполните синтаксический разбор словосочетания хвалил сочинения.
9. Выпишите из предложений все составные сказуемые и определите их тип.
10. Определите, каким членом предложения является обособленный оборот в предложении 3.
11. Укажите правильную характеристику предложения 2:
a) сложное предложение с несколькими придаточными
б) простое предложение с однородными сказуемыми
в) многочленное сложное предложение с ведущей бессоюзной связью
12. Выпишите номера предложений, входящих в состав композиционных частей текста:
a) зачин
б) основная часть
в) концовка (вывод)
13. Композиция текста, при которой автор в конце повествования
возвращается к его началу:
a) кольцевая
б) с последовательным развитием действия
в) с нарушенной хронологией
14. Определите функционально-стилистическую принадлежность
текста (обоснуйте ответ):
a) язык художественной литературы
б) научный (научно-популярный)
в) публицистический
г) официально-деловой
15. Определите отношение автора к описываемым явлениям (обоснуйте ответ):
a) сарказм
б) ирония
в) негодование
16. Кратко сформулируйте основную мысль отрывка. В чём проявилось художественное мастерство Тургенева-романиста в создании образа этого персонажа? Согласны ли вы с автором? Запишите свой ответ в форме рассуждения.
Под колесами всхлипывал снег, мешавшийся с тёмной грязью. Рядом со сторожем стоял мужик, приезжавший ко мне с письмом. У широкой дороги не засыпанной песком ночевала отара овец. Два окна выходившие из дежурной комнаты были не освещны. Березы насажинные по краям дороги,тихо шептались с листвой дуба. С деревьев окутанных легким туманом, сыпались капли воды. Конверт попавшийся мне на глаза,содержал в себе не распечатанное письмо.
1. Из окна виднелись огни, дрожащие от ветра. 2. К реке сбегает тропинка, едва видимая во мгле и сворачивает в лес. Серебрится река,слабо озаряямая луной. 3. Камыш чуть колебл…мый ветром тихо шелестит. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека раздаются в тишине. 5. Пригибаемая ветром трава ложилась на землю. Всадник быстро скачущий на коне, показался за бугром. Лечущий нашу семью врач, должен зайти сегодня. Не таюющий на крыльце снег,приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи строевщиеся повсюду, украсили нашу местность. 10. Туман стелящийся в низине,мешал видеть происходящее.
Под колесами всхлипывал снег, мешавшийся с тёмной грязью. Рядом со сторожем стоял мужик, приезжавший ко мне с письмом. У широкой дороги, не засыпанной песком, ночевала отара овец. Два окна, выходившие из дежурной комнаты, были не освещены. Березы, насаженные по краям дороги, тихо шептались с листвой дуба. С деревьев, окутанных легким туманом, сыпались капли воды. Конверт, попавшийся мне на глаза, содержал в себе нераспечатанное письмо.
1. Из окна виднелись огни, дрожащие от ветра. 2. К реке сбегает тропинка, едва видимая во мгле, и сворачивает в лес. Серебрится река, слабо озаряемая луной. 3. Камыш, чуть колеблемый ветром, тихо шелестит. 4. Чьи- то голоса, слышимые издалека, раздаются в тишине. 5. Пригибаемая ветром трава ложилась на землю. Всадник, быстро скачущий на коне, показался за бугром. Лечащий нашу семью врач должен зайти сегодня. Нетающий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи, строящиеся повсюду, украсили нашу местность. 10. Туман, стелящийся в низине, мешал видеть происходящее.