Сегодняшнее молодое поколение живет в очень интересное время. Пятнадцать лет назад с политической карты исчезла страна СССР и появилась новая Россия. Новым оказалось не только название, но и система ценностей, и образ мыслей, и одежда, и массовая культура. Да и вообще все, что раньше было запретным, теперь стало обыденным и не вызывающим благоговейного восторга.
Но все вышеперечисленное – внешние факторы перестройки. Кардинально изменилось отношение к нашей стране, карты на внешнеполитической арене изменили свое расположение. За пятнадцать послеперестроечных лет мы научились выстраивать отношения с другими странами, последствия разрушения «железного занавеса» выразились в большом количестве заимствованных слов и принятии западной системы ценностей. Голос России начал учитываться на международных саммитах и переговорах, поговаривают о вступлении нашей страны в ВТО и ЕС… Но для рассмотрения полной внешнеполитической картины необходимо увидеть более глубокие ее факторы.
самый год, когда решилась судьба панинской партии, когда сам Панин потерял силу, Фонвизин открыл бой в литературе и бился до конца. Центральным моментом этого боя был «Недоросль», написанный несколько раньше, около 1781 года, но поставленный в 1782 году. Правительственные органы долго не пропускали комедию на сцену, и лишь хлопоты Н.И. Панина через Павла Петровича привели к ее постановке. Комедия имела шумный успех. В «Недоросле» Фонвизин, давая острую социальную сатиру на российских помещиков, выступил и против политики помещичьего правительства его времени. Дворянская «масса», помещики средней руки и помельче, неграмотная дворянская провинция, составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть. Ей уделил Фонвизин большое внимание в «Недоросле». Она выведена на сцену живьем, показана целиком. О «дворе», т.е. о самом правительстве, только говорят герои «Недоросля». Показать публике со сцены вельмож Фонвизин, конечно, не имел возможности. Но все же в «Недоросле» говорится о дворе, о правительстве. Здесь Фонвизин поручил представлять свою точку зрения Стародуму; именно поэтому Стародум является идейным героем комедии; и именно поэтому Фонвизин впоследствии писал, что успехом «Недоросля» он обязан Стародуму. В пространных разговорах с Правдиным, Милоном и Софьей Стародум высказывает мысли, явственно связанные с системой взглядов Фонвизина и Панина. Стародум обрушивается с негодованием на развращенный двор современного деспота, т.е. на правительство, руководимое не лучшими людьми, а «любимцами», фаворитами, выскочками.
Но все вышеперечисленное – внешние факторы перестройки. Кардинально изменилось отношение к нашей стране, карты на внешнеполитической арене изменили свое расположение. За пятнадцать послеперестроечных лет мы научились выстраивать отношения с другими странами, последствия разрушения «железного занавеса» выразились в большом количестве заимствованных слов и принятии западной системы ценностей. Голос России начал учитываться на международных саммитах и переговорах, поговаривают о вступлении нашей страны в ВТО и ЕС… Но для рассмотрения полной внешнеполитической картины необходимо увидеть более глубокие ее факторы.