Графический диктант Задание: Прослушать предложения, определить вид придаточного, записать схему в 1 столбик - СПП
с определительным придаточным, во 2 – СПП с изъяснительным.
1.Известно, что по-настоящему страдают люди только от досадных мелочей.
2.Синцову хотелось по дороге узнать, почему у всегда спокойного лейтенанта такое взволнованное
ЛИЦО.
5.Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли.
4.Он легко шёл по еловым иглам, которые тут на вершок Покрывали землю.
5.Михей стрелял туда, где виднелись огоньки.
2.Гнездо было выстлано пёрышками. 3. На эту
мягкую подстилку самка отложила восемь маленьких яичек. 4. Совы ловили ночью мышей и небольших птичек и кормили ими птенцов.
5. Корольки своими слабыми клювиками и лапками не могли защищаться от свирепых сов. 6. По
ночам корольки прикрывали собой птенчиков
и дрожали от страха. 7. Вот совята покрылись
перьями и вылетели из гнезда.
1) вылетают (когда?) по ночам - окончание -ам, Д.п.
2) выстлано (чем?) пёрышками - окончание -ами, Т.п.
3) восемь (чего?) яичек - окончание нулевое, Р.п.
4) ловили (кого?) мышей - окончание -ей, В.п, (кого?) птичек - окончание нулевое, В.п;
кормили (кого?) птенцов- окончание -ов, В.п.
5) защищаться (чем?) клювиками, лапками - окончание -ами, Т.п.
6) прикрывали (кого?) птенчиков - окончание -ов, В.п.
7) покрылись (чем?) перьями - окончание -ями, Т.п.
б) ночь, яичко -суфф. -к-, мышь, клювик -суфф. - ик , лапка -суфф. -к-, птенчик - суфф. -енч-, -ик- , птичка суфф. -к-, птенец- суфф. -енец, пёрышко - суфф. -ышк-, перо
2.Приближение поезда, пренеприятный разговор, пренебрежительное отношение, приподняться на постели, преудивительная история, прескверный характер, прислушаться к пению птиц, преувеличить опасность, приморский край, ласковое прикосновение, непрерывная работа, примирение подруг, привокзальная площадь, приободрить ученика, презабавный случай, преломление лучей, преградить дорогу.