Грамотность на руси
(1) теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия киевская русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2) введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3) это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и распространению письменности еще на заре ее цивилизации.
(4) не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5) ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6) это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7) наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. (8) без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности. (9) в небезызвестных раскопках под новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10) это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория книги.
(по и. голуб. )
i вариант
1)в одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
2)среди предложений 5? 6 найдите предложение с вводным словом. укажите его номер.
3)среди предложений 4? 6 найдите сложносочиненное предложение. укажите его номер.
4)из предложения 4 выпишите все предлоги.
5)из предложений 1 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
6)из предложений 4? 6 выпишите обособленное определение.
7)укажите образования слова недаром (предложение 7).
8)выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
9)выпишите грамматические основы предложения 8.
А написано было вот что:
Всем,всем добрым волшебникам!
Поскорее придите в наш город.Если нам никто не случится большое несчастье.Обойдите стороной королевский дворец и разыщите башню Ренгиста Беспамятного.Вам каждый покажет.Только не удивляйтесь,что дверь не скоро откроет не уходите,подождите у дверей.Потому что тетушка Черепаха спускается по лестнице очень медленно.Неужели ,неужели вы не придете?
Внизу стояла подпись: Астрель.
Выпиши из текста глаголы в повелительной форме мн.ч.Рядом напиши это же глаголы в форме 2 л. мн.ч. настоящего или простого будущего времени.Во всех формах поставь ударение.
Запиши подчеркнутые глаголы в начальной форме.Рядом напиши это же глаголы в форме будущего времени 2 и 3 л. мн.ч.