Халявные Задания суммативного оценивания (СОЧ) за 2 четверть по предмету «Русский
язык», 6 класс
Продолжительность 40 минут
Количество 15
Чтение Задание 2
Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Считается, что это
приносит здоровье и удачу в Новом году. В новогодн… ночь они прячут под подушку
картинку с изображением парусника, на котором плывут семь сказочн…
волшебников – семь покровителей счастья.
Ледяные дворцы и замки, огромные снежные скульптуры сказочных героев
украшают под Новый год северные японские города.
108 ударов колокола возвещают приход Нового года в Японию. По давнему поверью,
каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. У каждого из пороков есть 18
различных оттенков. Вот по ним и звонит японский колокол.
В первые секунды Нового года следует засмеяться. Это должно принести удачу. А
чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают входную дверь веточками бамбука и
сосны – символами долголетия и верности. Сосна олицетворяет долголетие, бамбук
– верность, а слива – жизнелюбие.
Еда на столе тоже символическая: длинные макароны – знак долголетия, рис –
достатка, карп – силы, фасоль – здоровья. В каждой семье готовят новогоднее
угощение моти – колобки, лепешки, булки из рисовой муки.
Утром, ни свет ни заря, японцы выходят из своих домов на улицу. С первыми
лучами они поздравляют друг друга и дарят подарки.
Самый популярный новогодний аксессуар – грабли. Каждый японец считает, что
иметь их необходимо, чтобы на Новый год было чем загребать счастье. Грабли из
бамбука – кумаде – делают размером от 10 см до 1,5 м и украшают их разнообразн…
рисунками и талисманами.
1. Найдите в тексте фразеологизм, запишите и определите его значение. (1)
2. Выпишите из текста числительные, определите их разряды (количественные-целые,
дробные; порядковые) (3)
3. Определите и запишите основную мысль текста. (1)
4. Выпишите прилагательные с пропущенным окончание вместе с существительными
, от которых они зависят. Допишите окончания, определите род, число, падеж.
(1)
Письмо Задание 3
Ситуация: вы неожиданным образом накануне Нового года оказались в
экзотической для вас стране.
1.Опишите, как празднуют Новый год в этой стране: какие люди и предметы вас
окружают, каковы традиции и обычаи этой страны. Особое внимание уделите
описанию собственных ощущений и впечатлений. Дайте название вашему тексту.
(7)
2. Используйте при письме фразеологические обороты, метафоры, олицетворения,
риторические фигуры, антитезу, эпитеты в свойственном им значении (в целом не
менее двух средств из перечисленного).
«Томат» восходит к ацтекскому названию растения «томатль». В русский язык слово попало из французского (tomate). «Помидор», другой популярный вариант названия овоща, происходит от итал. pomo d'oro — «золотое яблоко»
Русское слово пельмени является заимствованием из пермских языков: коми, удм. пельнянь «хлебное ухо»: пель «ухо» + нянь «хлеб». Форма пельмень образовалась под влиянием севернорусского наречия, через которое слово попало в литературный язык. Уральские диалектные формы пермяни, пермени образовались в результате народно- со словом Перьм.
Некоторые популярные или устаревшие этимологические словари указывают в качестве источника «угро-финские языки» в целом, мансийский и финский языки.
В. В. Похлёбкин считал, что пельмени пришли в русскую кухню с Урала в конце XIV — начале XV веков. В русских письменных документах уральских населённых пунктов XVII—XVIII веков (с 1679 года) встречаются фамилии, образованные от слова «пельмени»: Пельменев, Пелненев, Пельменников.
Историк П. А. Корчагин на основе анализа упоминаний «пельменных» фамилий в документах отметил, что в верхнем Прикамье в 1579 году ещё не было людей, которые зарабатывали изготовлением пельменей.
Пельмени в традиционной культуре не были обрядовым блюдом и готовились по праздникам — при встрече гостей и в заговенье.
Туристическая индустрия Удмуртии пытается закрепить за регионом статус «родины пельменей». С 2015 года в республике проходит праздник «Всемирный день пельменя».
Похожие блюда есть в кухнях многих народов. В Китае это — цзяоцзы, баоцзы, вонтоны и шуй яо (известное слово дим сам, которым на Западе часто называют китайские пельмени, на самом деле обозначает южнокитайские закуски вообще); в кухнях народов Тибета и Кореи, Средней Азии и Калмыкии также есть аналоги пельменей — бёриги, позы, манты, момо, шумаи, манду и чучвара (тушпара, дюшбара), чошура (в Крыму пельмени называются татараш); в еврейской кухне — креплах, в марийской — подкогыльо. В Италии есть равиоли и тортеллини, в Швеции — кропкакор, на юге Германии в швабской кухне готовят маульташены, на Украине — вареники; блюдо русской монастырской кухни, похожее на пельмени — кундюмы, а на Кавказе — хинкали и долма.
Глава 1
Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике — этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было — это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом и перевела в четвертый класс так, без работы.
— Не хочется тебе лето портить, — сказала она. — Я переведу тебя так, но ты дай обещание, что сам позанимаешься по арифметике летом.
Я, конечно, обещание дал, но, как только занятия кончились, вся арифметика выскочила у меня из головы, и я, наверно, так и не вспомнил бы о ней, если б не пришла пора идти в школу. Стыдно было мне, что я не исполнил своего обещания, но теперь уж все равно ничего не поделаешь.е:
Ну и вот, значит, пролетели каникулы! В одно прекрасное утро — это было первого сентября — я встал пораньше, сложил свои книжечки в сумку и отправился в школу. В этот день на улице, как говорится, царило большое оживление. Все мальчики и девочки, и большие и маленькие, как по команде, высыпали на улицу и шагали в школу. Они шли и по одному, и по двое, и даже целыми группами по нескольку человек. Кто шел не спеша, вроде меня, кто мчался стремглав, как на пожар. Малыши тащили цветы, чтобы украсить класс. Девчонки визжали. И ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем было весело. И мне было весело. Я был рад, что снова увижу свой пионерский отряд, всех ребят-пионеров из нашего класса и нашего вожатого Володю, который работал с нами в году. Мне казалось, будто я путешественник, который когда-то давно уехал в далекое путешествие, а теперь возвращается обратно домой и вот-вот скоро уже увидит родные берега и знакомые лица родных и друзей.
Но все-таки мне было не совсем весело, так как я знал, что не встречу среди старых школьных друзей Федю Рыбкина — моего лучшего друга, с которым мы в году сидели за одной партой. Он недавно уехал со своими родителями из нашего города, и теперь уж никто не знает, увидимся мы с ним когда-нибудь или нет.
И еще мне было грустно, так как я не знал, что скажу Ольге Николаевне, если она меня спросит, занимался ли я летом по арифметике. Ох, уж эта мне арифметика! Из-за нее у меня настроение совсем испортилось.