Много есть озёр на свете, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. В легендах и сказаниях, песнях и стихах, поэмах и рассказах, сложенных об озере, звучит не только большая любовь, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие Байкала. О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала, и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей, в чёрном теле держал их старик, день и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук: они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину. То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара, растрачивая на наряды и разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его, но старик прочил ей другую судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал отец стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подвальной темнице, просила богов
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума Байкал, рассердился, отправился в погоню, да где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его и потекли они вместе к Студёному морю.
(1868-1945), русский живописец. Мастер бытового жанра. Учился в МУЖВЗ (1884-89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (90-е гг.) у И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1895; см. Передвижники). Произведения Б.-Б. 90-х гг. отмечены демократической направленностью, большой наблюдательностью и теплотой в изображении жизни сельской школы и крестьянских детей ("Устный счёт", 1895, ГТГ; "У дверей школы", 1897, ГРМ). С начала 1900-х гг. Богданов-Бельский в основном салонный портретист. С 1921 жил в Латвии.
Много есть озёр на свете, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом. В легендах и сказаниях, песнях и стихах, поэмах и рассказах, сложенных об озере, звучит не только большая любовь, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие Байкала. О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала, и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей, в чёрном теле держал их старик, день и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук: они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину. То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара, растрачивая на наряды и разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его, но старик прочил ей другую судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал отец стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подвальной темнице, просила богов
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума Байкал, рассердился, отправился в погоню, да где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его и потекли они вместе к Студёному морю.
(1868-1945), русский живописец. Мастер бытового жанра. Учился в МУЖВЗ (1884-89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (90-е гг.) у И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1895; см. Передвижники). Произведения Б.-Б. 90-х гг. отмечены демократической направленностью, большой наблюдательностью и теплотой в изображении жизни сельской школы и крестьянских детей ("Устный счёт", 1895, ГТГ; "У дверей школы", 1897, ГРМ). С начала 1900-х гг. Богданов-Бельский в основном салонный портретист. С 1921 жил в Латвии.