Характеризуя средства связи, смысловые отношения между частями предложения и определяя грамматические основы, выпи- шите:
а) сложносочиненные предложения;
б) сложноподчиненные предложения;
в) бессоюзные предложения.
3 1. Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необ…яснимой.
2. Тут я пож…лел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в к…наву.
3. Я все(таки) поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, отт…лкнула цветы, и я понес их в руках.
4. Стоило только поднять голову от лампы (в)верх к небу, что(бы) понять, что ночь пропала безвозвратно. 5. Лицо первосв…щенника покрылось пятнами, глаза г…рели.
6. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой(то) гражданки в лодочке.
7. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда(то) провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем (М.Булгаков).
1) Поглощать энергию, 2) умолять значение, 3) привелегия, 4) безымянный 3. Вставьте, где нужно пропущенные согласные. 1) Редкостный экспонат, 2) безыскусность, 3) аттестат, 4) асиметрия. 4. Вставьте, где нужно пропущенные согласные. 1) Ровесник; 2) безопасность; 3) коттедж; 4) галерея. 5. Вставьте, где нужно пропущенные ъ или ь. 1) Разъёмный, 2) интервью, 3) пьедестал, 4) няньчить. 6. Вставьте пропущенные буквы в приставках. 1) Бесцветный, 2) безспорный, 3) продать огласке, 4) вступать в пререкания. 7. Вставьте пропущенные буквы после шипящих и ц. 1) Пощёчина, 2) ожег руку, 3) изжога, 4) энциклопедия. 8. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное или раздельное написание. 1) Тысячи-метровый, 2) экологически-чистый, 3) морозостойкий, 4) пол Европы. 9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в существительных. 1) Горошинка, 2) много вишень, 3) перебежчик, 4) жить в общежитии . 10. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в глаголах. 1) Составьте расписание; 2) поля стелятся; 3) нарежьте хлеб; 4) не ссорьтесь друг с другом. 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах имён прилагательных и существительных. 1) Восприимчивый, 2) юный талант, 3) гостинный двор, 4) бесприданница. 12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглаголных прилагательных. 1) Рокочущий гул, 2) мощенная улица, 3) ломаная линия, 4) тяжелораненый солдат. 13. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное или раздельное написание. 1) Жарко по летнему; 2) сыграть вничью; 3) проходить по одному; 4) связать крепко -накрепко.
2. Подчеркните наречия как члены предложения.
А) Неожиданно(.-.-.-) наступили сумерки.
Б) На улице прохладно (===).
В) Движение вперед (~~~) было условным сигналом.
3. Распределите наречия на три группы: времени, места, цели.
времени:приехать вчера, писать иногда,
места: свернуть вправо, уронить здесь,
цели: сделать назло, сломать нарочно.
4. Образуйте простую и составную сравнительную степень наречий:
Сладко - слаще, более сладко.
Удобно - удобнее, более удобно.
5. Какими членами предложения являются выделенные слова?
А) Лес шумит дружнее (.-.-.-).
Б) Эта команда дружнее (===) предыдущей.
6. Слитно или раздельно?
Нелепо сделал, невесело посмотрел, вовсе не громко,
небрежно написал, поднял невысоко, ничуть не верно.
7. О или Е?
Жгуче, горячо, неуклюже, свежо.
8. Н или НН?
Мужественно, умышленно, интересно, безвкусно,
неожиданно, охотно.
9. Допиши суффиксы наречий:
сначала, изнеженно, докрасна, дочиста, созвучно, сызнова.
10. Раскройте скобки:
кое-как, смолоду, еле-еле, бок о бок, навзничь, по-прежнему думать, по новому плану, вверху, без устали, вмиг, на миг.
11. Е или И?
Все поняли, что Анна нигде никогда не пропадет.
12. Пишется ли Ь?
невтерпеж, много рощ, наотмашь,
спрячь, моешься, колюч, течь.