— слов, различающихся одной буквой: мак — лак — рак — как (на первых уроках учитель может подчеркнуть или выделить цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова) кол — пол — вол — гол; день — пень — тень — лень; соль — роль — толь — моль — боль; шапки — тапки — папки — лапки; лук — лак — люк; мушка — мышка — мошка; стол — стал — стул — стыл; игла — игра — икра; сыр — сыч — сын; кот — кит, сын — сон, суп — сук; дом — дым, шар — жар, лук — луг, мишка — миска; фокус — фикус, стол — стул, шторы — шпоры; рама — мама, розы — козы, козы — косы, капля — цапля; рана — рама, небо — небо, свет — цвет; уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза.
— слов, различающихся несколькими буквами: белка — булка — балка — палка — скалка; стрелка — грелка — тарелка — горелка. — слов, имеющих общую часть: вода — водный — водяной; сад — садовый — садовник; мост — мостик — мостить — мостовая; мороз — морозец — морозный — заморозить. — слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота — частота; дедушка — девушка (одновременно может отрабатываться орфоэпическая правильность чтения). По мере освоения учащимися подобных заданий учитель может предложить и более сложный вариант чтения, требующий не только внимания, но и сообразительности детей, например: вода — водный — водяной — водитель.
При выполнении всех перечисленных упражнений следует помнить: после чтения детям обязательно должны быть предложены вопросы. Например: Чем похожи данные слова? Чем они отличаются? Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялась одна или несколько букв? Для выработки у детей внимания в период обучения грамоте слова для чтения могут предлагаться парами и соответствовать теме урока. Например, при изучении мягкого знака целесообразно использовать следующие задания:
1.Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются: угол — уголь, брат — брать, ел — ель; шест — шесть, хор — хорь, цел — ?; жар — жарь, стал — сталь, был — ?
2. Найдите сходство и отличие: горка — горько, дал — даль, полка — полька, редко — редька, мел — мель, банка — банька, зорка — зорька, ест — лесть.
3. Будьте внимательны. Прочитайте слова, в некоторых из них забыли поставить мягкий знак. Упражнение выполняется под счет учителя фронтально (хоровое чтение вслух) либо индивидуально (чтение цепочкой).
Прочитайте только те слова, в которых необходим мягкий знак.
4.Найдите схожую часть. Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.
При изучении твердого знака: села — съела, обедать — объедать, Семка — съемка, выезд — въезд. Особое внимание необходимо уделить чтению слов, громоздких по структуре, которые для облегчения чтения и понимания смысла предварительно делятся на более легкие структуры:
мак — лак — рак — как
(на первых уроках учитель может подчеркнуть или выделить цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова)
кол — пол — вол — гол;
день — пень — тень — лень;
соль — роль — толь — моль — боль;
шапки — тапки — папки — лапки;
лук — лак — люк;
мушка — мышка — мошка;
стол — стал — стул — стыл;
игла — игра — икра;
сыр — сыч — сын;
кот — кит, сын — сон, суп — сук;
дом — дым, шар — жар, лук — луг, мишка — миска;
фокус — фикус, стол — стул, шторы — шпоры;
рама — мама, розы — козы, козы — косы, капля — цапля;
рана — рама, небо — небо, свет — цвет;
уха — ухо, юла — Юля, лиса — Лиза.
— слов, различающихся несколькими буквами:
белка — булка — балка — палка — скалка;
стрелка — грелка — тарелка — горелка.
— слов, имеющих общую часть:
вода — водный — водяной;
сад — садовый — садовник;
мост — мостик — мостить — мостовая;
мороз — морозец — морозный — заморозить.
— слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями:
чистота — частота;
дедушка — девушка (одновременно может отрабатываться орфоэпическая правильность чтения).
По мере освоения учащимися подобных заданий учитель может предложить и более сложный вариант чтения, требующий не только внимания, но и сообразительности детей, например: вода — водный — водяной — водитель.
При выполнении всех перечисленных упражнений следует помнить: после чтения детям обязательно должны быть предложены вопросы.
Например:
Чем похожи данные слова?
Чем они отличаются?
Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялась одна или несколько букв?
Для выработки у детей внимания в период обучения грамоте слова для чтения могут предлагаться парами и соответствовать теме урока. Например, при изучении мягкого знака целесообразно использовать следующие задания:
1.Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются:
угол — уголь, брат — брать, ел — ель;
шест — шесть, хор — хорь, цел — ?;
жар — жарь, стал — сталь, был — ?
2. Найдите сходство и отличие:
горка — горько,
дал — даль,
полка — полька,
редко — редька,
мел — мель,
банка — банька,
зорка — зорька,
ест — лесть.
3. Будьте внимательны.
Прочитайте слова, в некоторых из них забыли поставить мягкий знак. Упражнение выполняется под счет учителя фронтально (хоровое чтение вслух) либо индивидуально (чтение цепочкой).
ЛИСТ, ОКУН, КРИК, КАРАС, СОМ, МОХ, ГУС, ЛЕН, РУЛ, НОЛ, ТИР, ПЫЛ, ВЕС, ДЕН, ШЕЛ, КОН, ЮЛ, ЛОС, УГОЛ, ТРУД, ЛЕН, БОЛ, ТОМ, ПЛОТ.
Прочитайте только те слова, в которых необходим мягкий знак.
4.Найдите схожую часть.
Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.
МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК.
МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬ.
ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ.
МЕЛЬ, ЩЕЛЬ, ЦЕЛЬ.
КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН.
БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ.
При знакомстве детей с разделительным мягким знаком:
Найдите сходство и отличие:
солю — солью,
полю — полью,
пылю — пылью,
Коля — колья,
семя — семья,
полет — польет.
При изучении твердого знака:
села — съела,
обедать — объедать,
Семка — съемка,
выезд — въезд.
Особое внимание необходимо уделить чтению слов, громоздких по структуре, которые для облегчения чтения и понимания смысла предварительно делятся на более легкие структуры:
бомба — бомбардир — бомбардировщик;