Хелп!Лексический анализ текста Прочитайте рассказ В. Короленко и выполните задания.
Огоньки
(1) Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк.
(3) Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...
(4) — Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег!
(5) Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.
(6) — Далече!
(7) Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопре-делённой тьмы. (8) Но гребец был прав: оказалось, действительно, да¬леко.
(9) Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10) Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, — и путь кончен... (11) А между тем — далеко!..
(12) И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. (13) Уще-лья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, — всё так же близко и так же далеко...
(14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (15) Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. (16) Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. (17) И опять при¬ходится налегать на вёсла...
(18) Но всё-таки... всё-таки впереди — огни!..
1. Определите тему и идею текста. Заглавие текста связано с темой, с идеей или и с темой и идеей одновременно?
2. Определите, в каком значении употреблён глагол налегать в предложении 17.Выберите правильный вариант.
1) на кого (что). Прислонившись, надавить туловищем или его частью, навалиться;
2) перен., на что. Начать усиленно действовать, заниматься чем-н. (разг.);
3) перен. на кого (что). Заставить действовать, исполнить что-н. (прост.);
4) (1 и 2 л. не употр.), на что. Расположиться слоем на чём-н.
3. Приведите из текста пример эпитета.
4. Подберите синонимы к слову апатично из предложения 5.
5. Приведите пример использования антонимов в тексте.
6. Какова художественная задача повторов слов тьма, тёмный?
7. Укажите номер предложения, в котором автор текста использует сравнение.
8. Какое из приведённых ниже слов имеет признаки старославянского происхождения?
1) сибирский
2) гребец
3) жизнь
4) берег
9. Укажите номер предложения, в котором автор использует диалектное слово.
также есть документ
Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Спрос значительно вырос за последнее время, не правда ли? (невозможна замена: …ложь ли?).
• Казалось ВВ, тишина и покой царствовали на земле.
• Это случается очень часто.
• Вряд ли вам это удастся.
• Он ,говорят ВВ., никогда не отличался храбростью.
• А тогда мне казалось, что всё изменится к лучшему.
• Он действовал исключительно по своему усмотрению.
• К нашему удивлению ВВ, он не стал спорить.
• Ветер ,однако ВВ. , усилился.
• Мы очень торопились ,однако всё равно не успели.
2. Расставьте знаки препинания и определите, какое правило объединяет все эти предложения.
• Синие горы Кавказа О., приветствую вас!
• Чего же ты, сероглазая О., смеёшься?
товарищ О., за в бою.
• Здравствуй , красавица Волга О . ! С детства я полюбил тебя.
• Ты не пой ,соловей О., под моим окном.
--- Знаки препинания при ОБРАЩЕНИИ.
• Настанет время (и оно не за горами ), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.
• Мальчик ( это было заметно) подражал взрослым.
• По словам знатоков, разливы Оки оставляют на полях прекрасный ил.
• Солдаты ( их было трое ) ели ,не обращая внимания на Пьера.
Люблю тебя, моя Россия О. , за твой характер боевой.