Для каждого из нас дом и семья - самое дорогое. Без них никуда. Все меркнет и рушится, когда человек лишается дома и семьи. К таким размышлениям я пришла , поработав с рассказом Бориса Екимова «Последняя хата». Баба Поля, главная героиня , очень дорожит своей мазанкой , с которой у неё связаны самые светлые, добрые воспоминания. Все лучшие , что было в жизни этой женщине , связано с родной, хотя и не завидной хатой. Как ждала постройки этой хаты - мазанки её дочь Маша. Было время, когда баба Поля , тогда молодая женщина , с детьми скиталась по чужим углам. Сколько же радости испытала и хозяйка хаты, и ее дети, когда она была построена. Маленькая, уютная, теплая, она стала для них местом притяжения. Теперь в ней живет одна баба Поля. Дочь с мужем и детьми на Севере зарабатывали деньги, а баба Поля потихонечку жила , благодарила бога за простые радости: за урожай картошки, за груши на деревне , которое посадила ещё при жизни сыночка… Так и текла потихонечку жизнь старой женщины. И вот неожиданный приезд с Севера дочери и зятя. Спустя несколько дней , Мария и Фёдор заявили бабе Поле, что хотят обосноваться на этой земле, построить двухэтажный дом , снести хату .Самые веские доводы приводит старая женщина, чтобы убедить дочь этого не делать. Но Мария и её муж Фёдор категоричны, им не понять душевных мук матери. Печален финал рассказа: из хаты всё вынесли, вывезли. Переживая, баба Поля хочет уйти на целых два дня к Михеевне, чтобы у неё временно пожить. Но что-то не отпускало старую женщину из пустой хаты, которая и сейчас казалась «… просторной, светлой, такой доброй для жития». Невозможно спокойно прочитывать внутренний монолог женщины. Всё простое из своей жизни она мысленно перебрала в памяти и готова смиренно встретиться с теми близкими, кто уже в другом мире. Баба Поля умирает.Ни дня не прожила хозяйка без своей мазанки, это наводит на мысль о том ,что она по-настоящему добрый, верный, любящий, трепетно относящийся ко всему ,что ее окружает человек.В ней не было всякой корысти, стремления к чему-что лучшему, ей нужен был лишь ее уютная,маленькая хата.(Только наверное , это не правильно.Но я так писала в сочинение)
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
-Урок свой хочу закончить стихотворением татарского поэта
Мусы Джалиля « Сироты»:
Он совсем еще маленький...
Участь зла...
Скоро год , как без матери,
Без угла.
Он по селам скитается
Сиротой...
Счастье в жизни потеряно
Для таких...
Сто дорог перемеряно
Горевых!
Жмет жарою и холодом,
Вьюгой бьет.
Вдоль домов гонит голодом
Все вперед...
Плачет он , убивается,
Сирота,
Но плотней запираются
Ворота.
Просит хлеба хоть сколечко
Да тепла.
Света б малая щелочка
Где была!
Ни руки
Ни словца.
Лишь буран завывающий
Без конца...
Люди сытые, черствые
Крепко спят...
Разве мальчик, сиротствуя,
Виноват?
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
-Урок свой хочу закончить стихотворением татарского поэта
Мусы Джалиля « Сироты»:
Он совсем еще маленький...
Участь зла...
Скоро год , как без матери,
Без угла.
Он по селам скитается
Сиротой...
Счастье в жизни потеряно
Для таких...
Сто дорог перемеряно
Горевых!
Жмет жарою и холодом,
Вьюгой бьет.
Вдоль домов гонит голодом
Все вперед...
Плачет он , убивается,
Сирота,
Но плотней запираются
Ворота.
Просит хлеба хоть сколечко
Да тепла.
Света б малая щелочка
Где была!
Ни руки
Ни словца.
Лишь буран завывающий
Без конца...
Люди сытые, черствые
Крепко спят...
Разве мальчик, сиротствуя,
Виноват?
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было Касыму?»
Объяснение: