HOM OUTDOBA 3 Ознакомьтесь с данными высказываниями. Какую информации о писа- теле вы получили? Выпишите из каждой питаты или чевые слова, выраа- жакшие ее основную мысль. Обоснуйте свой выбор. да ШОЛюби грудолибия ет Колизей, ВИИ СОВсеу «Я живу в кий в своем сь «Сказки 1) «Мы знаем Горького-мыслителя, Горького-революционера, гума- ниста, учителя жизни. Какой из этих областей ни касался бы его по- доносный талант, всюду горел внутренний свет веры Горького в победу человеческого разума. Это, кажется мне, и была главная черта его гения неугасаемая вера в победу разума. Горький пронёс свою веру через всю жизнь, с юношеских лет до последнего вздоха. И к концу жизни свет этой веры горел жарче, горел ослепительнее, чем когда-либо прежде... » (КА. Федин «Горький среди нае») Нет сказок Это рас и
То видеть и Отцу на от. е найти по- становятся 2) «В 1895 году писатель переехал из Нижнего Новгорода в Самару. в Самару Алексей Максимович явился с крошечной библиотечкой. Но она состояла из интересных, значительных книг. Горький лучше многих интеллигентов, окончивших университет, знал Пушкина, Баратынского, Лермонтова, знал Байрона, Шиллера, Гёте, Шекспира, Диккенса, Мопассана, Гюго, Теккерея...» (А.А. Смирнов «Горький в Самаре») 69 в рассказе Трусливые
Пьеса с самого начала, да и по всему тексту разбросаны слова и выражения, которые говорят об исключительности всего происходящего. хлестаков, по мнению гоголя, главный персонаж пьесы и самый необычный - ни только по характеру, но и по той роли, что ему выпала. в самом деле, хлестаков - не ревизор, но и не авантюрист, сознательно обманывающий окружающих. на продуманную заранее хитрость, авантюру он, кажется, просто не способен; это, как говорит в ремарках гоголь, молодой человек "без царя в голове", действующий "без всякого соображения", известной долей наивности и "чистосердечия". но именно все это и позволяет лже ревизору обмануть городничего с компанией, вернее, позволяет им обмануть самих себя. "хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, - писал гоголь, - он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит". желание порисоваться, стать чуть-чуть повыше, чем в жизни, сыграть роль поинтереснее, предназначенной судьбой, свойственно любому человеку. слабый же особенно подвержен этой страсти. из служащего четвертого класса хлестаков вырастает до "главнокомандующего". герой анализируемого переживает свой звездный час. размах вранья ошарашивает всех своей широтой и невиданной силой. но хлестаков - гений вранья, он может легко придумать самое необыкновенное и искренне поверить в это. таким образом, в этом эпизоде гоголь глубоко раскрывает многоплановость характера главного героя: внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька", а внутренне - талантливый фантазер, поверхностно образованный фанфарон, в благоприятной ситуации перевоплощающийся в хозяина положения. он становится "значительным лицом", которому взятки. войдя во вкус, он даже начинает требовать в грубой форме у добчинского и бобчинского: "денег у вас нет? ". действительно, в "сцене вранья" хлестаков - пузырь, максимально раздувается и показывает себя в истинном свете, чтобы лопнуть в развязке - фантасмагорически исчезнуть, умчавшись на тройке. этот эпизод, поистине "магический кристалл" комедии. здесь сфокусированы и высвечены все черты главного героя, его "актерское мастерство". сцена позволяет лучше понять ту "легкость в мыслях необыкновенную", о которой гоголь в замечаниях для господ актеров. здесь наступает кульминационный момент притворства и лжи героя. выпуклость "сцены вранья" являет собой грозное гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины. воздействие её на зрителя велико: тот, кто хотя бы один раз в жизни обманывал, увидит, к чему может чрезмерная ложь. вглядываясь в образ хлестакова, понимаешь, как жутко находиться в шкуре лжеца, испытывая постоянный страх разоблачения.