1. Казалось бы и легко осуществить что-л., да нет возможности достичь желаемого. Ср. Видит око, да зуб неймет; Видит собака молоко, да рыло коротко. Отряд вмуровался в лесную зелень, и хотя летчики наверняка знали, что где-то здесь скрываются ненавистные партизаны, но «близок локоть, да не укусишь». Фашисты попусту тратили бензин и бомбы. Вер шигора, Люди с чистой совестью. Михаил Илларионович сидел на скамеечке, думал: «Вот если бы послушался „умников" и погнался бы тогда за Мю-ратом у Черешни, Наполеон успел бы проскочить мимо нас к Калуге по этой новой Калужской дороге. А так — близок локоть, да не укусишь, ваше величество!» Раковский, Кутузов. Близок локоть, да не укусишь сутки, а мы не приблизились к дому ни на метр. Накрывший вчера вечером непроглядный туман продержался беспрерывно весь сегодняшний день. Г. Ушаков, По нехоженой земле. И вот сейчас (близок локоть, да не укусишь!) мы не могли перехватить по дороге ушедших от нас мусор-ских связных, хотя в районах, по которым они идут, действуют наши рейдовые отряды. А. Бринский. По ту сторону фронта. 2. Все могло бы сложиться иначе, но теперь уже поздно (выражение сожаления, досады по поводу чего-л. неосуществленного, непоправимо утраченного). Вспоминается ему, как он покойно и тихо жил с сестрицами, как никто тогда не шумел, не гамел, и всякий делал свое дело не торопясь.. И нужно же было [жениться].. <Близок локоть, да не укусишь» мелькает в уме его пословица. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Да, близок локоть, да не укусишь,— так 28 рублей 50 копеечек и ухнули. Энгельгардт, Из деревни. Бился, бился, так приписался в торгаши. Что сделаешь? Близко локоть, да не укусишь. Н. Успенский, Хорошее житье. — Даль: Близко локоть, да не укусишь; Михельсон: Близко локоть, да не укусишь; Рыбникова: Близок локоть, да не укусишь.
Примерный план лексического разбора слова 1. Определить лексическое значение слова в данном предложении. 2. Указать, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений) . 3. В каком значении, прямом или переносном, употреблено слово? 4. Какие синонимы и антонимы имеет данное слово? 5. Указать стилистическую характеристику слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное) . Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре? 6. Каково происхождение слова?
1. Определить лексическое значение слова в данном предложении.
2. Указать, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений) .
3. В каком значении, прямом или переносном, употреблено слово?
4. Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?
5. Указать стилистическую характеристику слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное) . Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?
6. Каково происхождение слова?