Рашид Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал были главным, исходным мотивом. И какие бы обобщения, какие бы символические названия не делал художник, в основе каждой картины лежал натуральный увиденный сюжет. Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для художника очень много, так как в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение. И хотя картины могли называться «Легенда о батыре» или «В нефтяном крае» (о них чуть позже) , они были о конкретных людях, событиях, в основе были писанные с конкретных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в их обычной жизни. Непридуманность, если можно так выразиться, полное отсутствие фальши в любом, даже небольшом, даже заказном произведении отличают работы художника. (Ловлю себя на мысли о том, что впадаю в тот же патетический тон, каким грешат многие статьи о Нурмухаметове. Но что поделаешь - художник такой.) Образ человека труда в искусстве существует очень давно, он встречается еще в древнейшем искусстве. В зависимости от времени, исторических событий, проживаемых различными народами, тема и образ видоизменялись, но не исчезали. Многие достижения в области художественного обобщения темы продолжают жить и сегодня. В творчестве Рашида Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда через «суровый стиль» в его лучшем смысле. Такие картины, как «Нефтяники Башкирии в Алжире» (1977), триптих «Будни Крайнего Севера» (1972-1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) и другие вполне точно отвечают многим особенностям «сурового стиля» (о них уже говорилось) . Безусловно, лучшая из подобных работ - «В нефтяном крае» (1969). Эта картина была одной из первых подобной направленности в творчестве художника.
Как и все свои работы, он начал с конкретных портретов-фактов, конкретных ишимбайских и туймазинских пейзажей. Возможно, и ранее написанные «Бурильщик Гафур» , и портреты ветеранов-нефтяников, и романтичные женские образы его сюжетных картин также сыграли большую роль. То, что он, художник, хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края, - это факт. Он много раз выступал на встречах со зрителями, участвовал в обсуждении своих картин на фоне персональных выставок и всегда говорил о героях картины «В нефтяном крае» с большой теплотой, утверждая свою близость с ними. Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании.
Рашид Мухамедбареевич очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Наверное, потому и картины его были о сильных людях, о веселых событиях, о хороших характерах. Любил писать красивые лица, сам был таким ыф
Составьте схемы предложений: 1) [Около деревни протекает (=) река (-)], → какая? →(исток (-) которой находится (=) в лесных предгорьях). Схема: [ = - ], ( - которой =).
2) [И Таня (-) видит (=) дом пустой], → какой? → (где жил (=) недавно наш герой (-) ). Схема: [ - = ], ( где = - ).
3) [Была (=) та смутная пора (-)], →какая? → (когда Россия (-) молодая, в бореньях силы напрягая (ДО), мужала (=) с гением Петра. Схема:[ = - ], ( когда - , ДО, = ). ДО → деепричастный оборот
4) [Берестов (-) отвечал (=) с таким же усердием], → с каким? → (с каковым цепкий медведь (-) кланяется (=) господам по приказанию своего вожатого). Схема: [ - = ], (с каковым - = ).
5) [Взгляд (-) был внимательный (=), испытующий (=), как у осторожного доктора], → какого? →(который прописал (=) больному новую микстуру и наблюдает (=) за ее действием). Схема: [ - = , СО], (который = и =). СО → сравнительный оборот
6) [Детство (-) - это путешествие (=)], → какое? →(которое никому (=) не удалось совершить (=) дважды). Схема: [ - -- =], (которое - = ).
7) [Покажи (=) мне, любимый, пути], →какие?→(на которых тебя не найти (=) ). Схема: [ = , О, ...], (на которых = ). О→обращение
8) [Лесная прохлада (-) была напоена (=) запахом догнивающих листьев и первой зеленью], → какой?→(которой словно кружевом был одет (=) чернеющий в прозрачном полумраке лес (-). [ - = ], (которой = - ).
- подлежащее = сказуемое [...] - главное предложение (...) - придаточное предложение
Как и все свои работы, он начал с конкретных портретов-фактов, конкретных ишимбайских и туймазинских пейзажей. Возможно, и ранее написанные «Бурильщик Гафур» , и портреты ветеранов-нефтяников, и романтичные женские образы его сюжетных картин также сыграли большую роль. То, что он, художник, хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края, - это факт. Он много раз выступал на встречах со зрителями, участвовал в обсуждении своих картин на фоне персональных выставок и всегда говорил о героях картины «В нефтяном крае» с большой теплотой, утверждая свою близость с ними. Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании.
Рашид Мухамедбареевич очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Наверное, потому и картины его были о сильных людях, о веселых событиях, о хороших характерах. Любил писать красивые лица, сам был таким
ыф
1) [Около деревни протекает (=) река (-)], → какая? →(исток (-) которой находится (=) в лесных предгорьях).
Схема: [ = - ], ( - которой =).
2) [И Таня (-) видит (=) дом пустой], → какой? → (где жил (=) недавно наш герой (-) ).
Схема: [ - = ], ( где = - ).
3) [Была (=) та смутная пора (-)], →какая? → (когда Россия (-) молодая, в бореньях силы напрягая (ДО), мужала (=) с гением Петра.
Схема:[ = - ], ( когда - , ДО, = ).
ДО → деепричастный оборот
4) [Берестов (-) отвечал (=) с таким же усердием], → с каким? → (с каковым цепкий медведь (-) кланяется (=) господам по приказанию своего вожатого).
Схема: [ - = ], (с каковым - = ).
5) [Взгляд (-) был внимательный (=), испытующий (=), как у осторожного доктора], → какого? →(который прописал (=) больному новую микстуру и наблюдает (=) за ее действием).
Схема: [ - = , СО], (который = и =).
СО → сравнительный оборот
6) [Детство (-) - это путешествие (=)], → какое? →(которое никому (=) не удалось совершить (=) дважды).
Схема: [ - -- =], (которое - = ).
7) [Покажи (=) мне, любимый, пути], →какие?→(на которых тебя не найти (=) ).
Схема: [ = , О, ...], (на которых = ).
О→обращение
8) [Лесная прохлада (-) была напоена (=) запахом догнивающих листьев и первой зеленью], → какой?→(которой словно кружевом был одет (=) чернеющий в прозрачном полумраке лес (-).
[ - = ], (которой = - ).
- подлежащее
= сказуемое
[...] - главное предложение
(...) - придаточное предложение