Хрустальный звон
(1)Вышел утром на берег реки, а по не звон, тонкий-тонкий, еле уловимый.
(2) Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок – вода «подсохла», - и на всех веточках, побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. (3) Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом.
(4).В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость – была вот все это лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…
(5)Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету! (6) И чуть слышный хрустальный звон кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.
(По В. Астафьеву)
1. Определите стиль и тип речи.
1) Художественный стиль; повествование с элементами рассуждения
2) Публицистический стиль; рассуждение с элементами описания
3) Художественный стиль; описание
4) Публицистический стиль; описание с элементами рассуждения
2. Какие языковые средства используются для связи второго и третьего предложений?
1) Союз
2) Местоимение
3) Лексический повтор
4) Синонимы
3. Укажите синоним к слову из третьего предложения занимался.
1) Поднимался
2)Разгорался
3) Начинался
4)Задувал
4. Укажите, в каком значении употреблено слово хрустальный в данном тексте?
1) Сделанный из хрусталя
2)Очень чистый
3) Очень прозрачный
4) напоминающий звон хрустальной посуды
5. Какое выразительное средство использовано в третьем абзаце текста?
1) Метафора
2) Олицетворение
3) Метонимия
4) Гипербола
6. Выпишите из пятого предложения слов, в которых букв больше, чем звуков.
7. Выпишите из шестого предложения слова с нулевым окончанием.
8. Выпишите из третьего предложения словосочетания, в которых используется связь примыкание.
9. Укажите номер предложения, в котором нарушен прямой порядок слов.
10. Выпишите из второго и третьего предложения причастия.
11. Укажите номер предложения, в котором имеется обособленное обстоятельство.
Магеллан из Испании на пяти кораблях отправился на поиски пролива между Южным полюсом и Америкой.
Корабли продвигались к югу вдоль берегов Америки. Чем дальше мореплаватели пробирались на юг, тем суровее становилась природа. Густые тропические леса сменились унылой степью. Теперь в подзорные трубы можно было разглядеть только неуклюжих пингвинов да тюленей, которые сливались с серыми утесами.
Свирепые волны, шквальные ветры расщепляют, как спички, мачты кораблей, изматывают моряков. Лютый мороз окончательно преграждает им путь. Лица путешественников задубели, пальцы еле сгибались, а одежда изорвалась в клочья. Дальше двигаться было нельзя. Магеллан выбрал бухту для долгой зимовки.
Когда чуть потеплело, адмирал дал команду сниматься с якорей. И вскоре суда вошли в пролив, который соединял два океана. Новый водный путь потом назовут именем Магеллана.
(По Е. Хвилевицкой)