Художник и его картина. художнику, задумавшему картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие. когда суриков приступил к работе над “боярыней морозовой”, он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по москве и жадно всматривался в кремль, в храм василия блаженного. он говорил: “я на памятники, как на живых людей, смотрел, – расспрашивал их: “вы видели, вы слышали, вы свидетели”. в создании картины много художнику воспоминания детства, суриков родился в сибири, в городе красноярске, он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с дона под водительством ермака, в детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. тогда же он впервые услышал и боярыни морозовой. в то время в сибири еще сохранились черты быта xvi и xvii веков: старинные обычаи, песни, одежда. и эти черты художник воплотил в своей картине. а сколько суриков работал над образом каждого героя своей картины! художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе преображенском под москвой. “там в преображенском все меня знали. даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. нравилось им, что я казак и не курю”. дольше всего искал суриков образ самой боярыни. однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с урала. ее лицо поразило его – это было то, что он искал. суриков написал этюд с нее за два часа. этюд – это небольшая по размеру картина, написанная красками. в нем художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины. по первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в третьяковской галерее. он называется “голова боярыни морозовой”. суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем. без конца писал суриков этюды “все с натуры писал: и сани, и дровни. мы на долгоруковской там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать”. так работал василий иванович суриков. он шутил над собой, говоря: “если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял”. кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. и чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него. суриков в “боярыне морозовой” долго искал сочетания черного цвета платья морозовой и белого снега. в поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-то контраст – черная ворона на ослепительно белом снегу. перспектива и композиция позволили художнику “построить” и уместить на полотне все, что он хотел изобразить, а светотень и колорит передать бесконечно разнообразный и живой мир. о каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?
Огромная ответственность перед делом, которому художник посвятил жизнь, профессионализм, умение видеть большое в крохотных деталях, высочайшая правдивость, потрясающая наблюдательность и зоркость художника, любовь и уважение к своему народу, к его вере, истории, быту; чувство юмора, подкупающая самоирония.