I. 1. Вставьте в предложенные слова пропущенные буквы.
2. Выпишите слова, не относящиеся к общему правилу. Объясните свой ответ.
3. Какие два варианта нормативного произношения могут быть у слова «меж..нститутский»?
Пред..нфарктный, пост..нфарктный, меж..нститутский, пред..стория, сверх..нтересный, пред..ньский, трёх..гольный, сверх..нтеллигентский, спец..нвентарь, от..граться, контр..гра, дез..нформация.
II.
1.В высказывании Александра Гениса найдите и назовите отличия метафоры от метонимии.
Метафора говорит, что одно — это другое. Она заставляет нас ходить по кругу, позволяя узнать описываемый предмет, но не понять его. Метонимия утверждает, что одно — это часть другого, такого другого, о котором ничего нельзя сказать.
Метафора — это лабиринт знаков. Метонимия — путеводная нить в этом лабиринте. Она ведет к выходу, но не доводит до него, ибо языку это не по силам (А. Генис. Сюрпризы глобализации).
2. Объясните возникшие в тексте метафоры.
3. Создайте метафоры для выразительных средств языка:
1) оксюморон —сочетание противоречащих друг другу понятий;
2) эпитет — образное определение;
3) олицетворение — приписывание неживому свойств живого;
4) гипербола — намеренное преувеличение для усиления выразительности.
III.
Разговаривают два студента:
— Завтра экзамен по морфологии. Думаю, сдаду.
— Кто бы сомневался! Конечно, сдадёшь!
1. Нарушение каких норм лежит в основе анекдота?
2. За счёт каких языковых явлений создается комический эффект в диалоге?
3. Какова лингвистическая причина появления ошибок в речи студентов?
4. Напишите небольшой (7–10 предложений) текст, объясняющий появление в речи иронии. Используйте известные вам лингвистические термины.
IV.
Послушайте стихотворение А. А. Блока «В ресторане» (https://teatr.audio/blok-aleksandr-v-restorane) в исполнении актрисы Алисы Георгиевны Коонен (1889–1974).
Отметьте особенности произношения, отличающиеся от современной нормы. Объясните причины отступлений.
аллея окрестность
масса ненастный
килограмм редкий
профессия гладкий
территория резкий
пассажир звёздный
аппетит известный
иллюстрация устный
аппликация заморозки
хоккей берёзка
телеграмма повязка
грустный
сладкоежка
надеюсь
2. Так как было душно, многие люди оставались сидеть дома.
3. Дети ушли со стадиона пораньше, потому что стало прохладно.
4. Цветы зацвели раньше, потому что было тепло.
5. Так как дорога была скользкой, мы оставили машину дома, и пошли пешком.
6. Оттого что было жарко, работать стало тяжелее.
7.Подсолнухи повернули свои головки вверх, потому что ярко светило солнце.
8. Так как он целые дни проводит в лесу, ему можно подарить туристическое снаряжение.
9. Так как дороги размыло, мы можем приехать позже.