(i) классическая - это не просто « первого класса» и не как бы «образцовая», ставшая классически своим высоким чисто достоинствам. (2)все эти достоинства, конечно, есть в классической лите¬атуре, но это далеко не всё. (з)эта обладает своим особым лицом, индивидуальностью, характерными дня неё признаками. (4)и я бы прежде всего отметил, что творцами классической выступали авторы, обладавшие огромной общественной ответственностью. (5) классическая не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. (6)эта увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы - решать вместе, и aвтору и читателям. (7)лучшие произведения классической никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно ¬нравственные вопросы. (8)авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «3адумайтесь! », «решите сами! », «смотрите, что происходит в жизни! », «не прячьтесь от ответственности за всё и за всех! ». (9)поэтому ответы на вопросы автором вместе с читателями. (10) классическая - это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. (11 )это обращение к совести читателей. (12)нравственно-общественные вопросы, с которыми классическая обращается к читателям, не временные, не сиюминутные, хотя они и имели особое значение для своего времени. (iз) своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений. (14) классическая вечно живая, она не становится , только. (15)она беседует с нами, её беседа увлекательна, возвышает нас и эстетически, и этически, дела¬ет нас мудрее, преумножает нашу жизненную опытность, позволяет нам пережить вместе с её героями десять жизней, испытать опыт многих поколений и применить его в своей собственной жизни. (16)она даёт нам возможность испытать счастье жить не только «за себя», но и за многих других - за «униженных и оскорбленных», за «маленьких людей», за безвестных героев и за моральное торжество высших человеческих качеств (17)истоки этого гуманизма - в её многовековом развитии, когда становилась иногда единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание народа, - и близкий ей фольклор. (18)это было в пору феодальной раздробленности, в пору чужеземного ига, когда , язык были единственными связующими народ силами. (19)мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия. (20)книжное чтение и почитание книжное должно сохранить и для нас, и для будущих поколений своё высокое назначение, своё высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода «чтивом» и бессодержательной, чисто развлекательной безвкусицей. (21 )суть прогресса в состоит в расширении эстетических и идейных возможностей , в результате эстетического накопления, накопления всяческого опыта и расширения её «памяти». (д. лихачёв) 1. какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) классическая стала фактом . 2) увлекательность свойственна . 3) нравственно-общественные вопросы вневременные. 4) в определённые периоды была единственной силой, определяющей национальное самосознание народа. 2. определите стиль и тип текста. 1) художественный стиль; рассуждение 2) научный стиль; описание 3) публицистический стиль с элементами научно-популярного; рассуждение 4) научно-популярный стиль; рассуждение 3. какое слово содержит пренебрежительную оценку выражаемого им явленин? 1) замусорить 2) чтиво 3) морализировать 4) безвкусица 4. каким образовано слово в предложении 1? 5. какой частью речи является слово (предложение 13)? 6. из предложений 14 - 16 выпишите словосочетание( -я) с определительными отношениями, зависимое слово которого(-ых) связано с главным по типу примыкания. 7. определите, каким членом предложения является инфинитив пережить (предложение 15). 1) сказуемое 2) дополнение 3) определение 4) обстоятельство 8. среди предложений 17- 21 найдите предложение с обособленным определением, имеющим однородные члены. напишите номер этого предложения. 9. среди предложений 1 - 15 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. напишите номера этих предложений. в7. среди предложений 1 - 10 найдите предложение, которое связа¬но с предыдущим при лексического повтора, местоимений .и вводного слова. напишите номер этого предложения. (l)kaкoe же зеркало жизни наш язык! (2)нет, он поистине слпорой в безобраз
1.1
2.3
3.2
4.приставочносуффиксальным
5.предлогом
6. вечно живая; возвышает эстетически, этически;
7.частью составного глагольного сказуемого
8.