I. Спишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какие из указательных слов в главной части сложноподчинённого предложения обязательны, а какие можно
опустить. Нарисовать схемы
1. Шум походил на то, как (бы) вся комната наполнялась змеями.
(Н. Гоголь). 2. Лермонтов, сгорбившись и застенчиво улыбаясь, заговорил
о том, что любит (как) раз то, чего не любят другие. (К. Паустовский).
3. (Не) та собака кусает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет.
(Пословица). 4. То, что вчера казалось ему сверху какой (то) игрой, развернулось перед ним сегодня огромным, необозримым полем сражения.
(Б. Полевой). 5. Важно было то, что его (ни) кто не заметил. (М. Горький).
6. Бывает и теперь Митраша вспомнит то, как отец наставлял его мать,
и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. (М. Пришвин).
II. Выпишите предложение, в котором вы опустили указательное слово. Докажите
правильность своего суждения.
1. Но поднимитесь по ней на Машук, и с вершины перед вами откроется то же, что видел Лермонтов, та же величественная панорама, которая волновала его поэтическое воображение.
Главные члены (цифра - это грамматическая основа; сколько цифр, столько и грамматических основ в предложении):
1) поднимитесь (сказуемое);
2) откроется (сказуемое) то (подлежащее), панорама (подлежащее);
3) видел (сказуемое) Лермонтов (подлежащее);
4) которая (подлежащее) волновала (сказуемое)
Схема: [ = ], и [ = — ,(что = —), — ], (которая =).
*Во вторых квадратных (круглые внутри квадратных не трогаем!) скобках оба тире должны быть внутри кружочков — так мы обозначаем однородные подлежащие
2. Фет болезненно переживал социальное ущемленье, которое, как незаживающая рана, давало себя знать до самой старости, но по своим общественным взглядам он был консерватором: он не верил в общественные преобразования, он считал, что в этом мире невозможно равенство и что только в искусстве может быть гармония.
Главные члены:
1) Фет (подлежащее) переживал (сказуемое);
2) которое (подлежащее) давало себя знать (сказуемое);
3) он (подлежащее) был консерватором (сказуемое);
4) он (подлежащее) не верил (сказуемое);
5) он (подлежащее) считал (сказуемое);
6) невозможно (сказуемое) равенство (подлежащее);
7) может быть (сказуемое) гармония (подлежащее)
Схема: [ — = ], (которое ,|как _._._|, =), но [ — = ]: [ — = ], [ — = ], (что = —) и (что = —).
*В схеме над |как _._._| напишите СРАВН. ОБ.
Грамматическая основа: подлежащее (жирным шрифтом) + сказуемое (подчеркнутый курсив)
1. Макар плакал, слезы мерзли у него на ресницах, и холод проникал до самого сердца. (ССП из 3 простых предложений)
2. Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы. (ССП из 2 простых предложений)
3. Под навесом перед избой послышались шаги, дверь скрипнула, и вошел хозяин. (ССП из 3 простых предложений)
4. Около полудня небо насупилось, надвигалась темная туча, и вскоре под веселые раскаты грома зашумел ливень. (ССП из 3 простых предложений)
5. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (ССП из 4 простых предложений)