И средствами в них выражены вопросы? Выпишите три вопросительных пр
OK
смысл предложения?
STO
ТА
дительных предложений?
7. Докажите, что
OTB
ражают: совет требование, приказ, приглашение?
4. Найдите побудительные предложения. Прочитайте их. Что они
5. Определите, какое по цели высказывания и эмоциональной
предложение, поставив в конце другой знак препинания. Изменился
раске предложение Не кидать же портфели в лужу!
напишите,поставив в конце другой знак препинания.измерителя смысл предложения
Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.
Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.
Побуждение.
(перед интерактивной доской)
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
Объяснение:
2. В третьей и четвертой строках появляется сравнение, выраженное творительным падежом существительного, – солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы – сини, солнце – тихое. Это создает другую интонацию – более спокойную, плавную. К тому же картина обретает краски, вы видите синие горы и красное солнце – в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, и настроение начинает меняться.
3. Читаем вторую строфу. Дорога живая, она дремлет, ей примечталось — на явление природы переносятся чувства,свойственные человеку, а вы, конечно, знаете, что этот художественный прием называется олицетворением. Природа испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы.
4. Картина волшебным образом меняется. Уже не только будущее сулит перемены, само настоящее становится другим.Отметим синонимы: были рощи голы — стала чаща звонкая.Почувствуем, как те же самые предметы – черные деревья, сбросившие листву, – приобрели совсем иную эмоциональную окрашенность. Было – унылые туман и сырость, стало – просто в тумане, но какой волшебной тайной окуталась теперь чаща! В таком тумане может привидеться вообще нечто фантастическое:будто «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». Тут и неожиданный эпитет, и сравнение, и олицетворение – и вы чувствуете, какой близкой,прямо-таки родной вам стала природа: рыжий месяц похож на знакомого рыжего жеребенка — это уже не что-то чуждое, далекое, а свое, привычное для деревенского быта. К тому же картина воспринимается как единое целое благодаря построению предложения – оно заняло теперь всю строфу.И конец стихотворения рождает совсем другие эмоции, чем его начало.
5. Данное стихотворение содержит 12 строк (3 строфы). Размер стиха - четырехстопный хорей. Главную роль в произведении играет стихотворная форма - строфа.