(И. Улуханов) 3. 1) Прочитайте и озаглавыте текст, отразив в заголовке его тему. Чем объясняется то обетоятельетво, что без особого труда русский может понять речь украинца или белоруса, а белорус и украннец-русскую речь? Русский, украинский и белорусский языки состоят в самом ближайшем родстве, представляя собой одну из трёх -восточную ветвь славянских языков. Особая близость в гурамматическом строе и словарном соетаве восточнославянских нлыков объясияется тем, что рааделились они сравнительно поздно только в XIV—XV веках, в эпохжу феодальной раздроблениости Древней Руси. В пернод Древней Руси с центром в Кневе отдельных русского, украинского и белорусского языков не существовало: в Киеве и Новгороде, в Рязанской земле и Полоцке говорили по-древнерусски. Древнерусский язык сложился на базе восточных диалектов единого до той поры общеелавлиского (праславянского) изыка и существовал до рубежа XIV-XIV веков, а потом разделился на русский, украннский и белорусский яаыки. Из других диалектов об щеславянского (праславянского) языка сформировались южнославянские языки: сербскохорватский, словенский и македонский, болгарский; западнославяиские: польский, чешский, словацкий, нижнелужицкий и верхнелужицкий. Все славянские языки сохранили довольно много общих слов, грамматических форм, произносительных особениостей, унаследовав их от праславянского языка-основы. Поэтому. научая историю русского языка, мы прежде всего обращаемся к материалам родственных славянских яыков в поисках данных для сравнения. (По 3. Люстровой, Л. Скворцову. В. Дерягину) 2) Разделите текст на смысловые части, к каждой из них выпишите ключевые слова.
Первая подпись к рисунку — слово — называет предмет 1. Полка. Вторая подпись — словосочетание — уточняет название 2. Книжная полка. А предложение рассказывает о предмете, то есть выражает законченную мысль. Словосочетание состоит из двух или более слов 3. Книжная полка надёжно висит над столом.
Словосочетания, как и слова, называют предметы, признаки, действия, но более точно, более конкретно. Они состоят из главного и зависимого слова. Рассмотрим словосочетания книжная полка, висит над столом и надёжно висит. Найдём в каждом из них главное и зависимое слова с вопроса. То слово, от которого ставится вопрос, будет главным, а то, к которому ставится вопрос, – зависимым.
книжная полка. полка(главное) какая? книжная(зависимое)
висит над столом. висит(главное) где? над столом(зависимое)
надёжно висит. висит(главное) как? надёжно(зависимое)
Предложение — это единица языка и речи, которая состоит из слова или сочетания слов и характеризуется интонационной и смысловой законченностью: Утро. Светает. Жёлтый диск солнца показался на горизонте.
1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в И.п.
3. не называл (кто?) никто – подлежащее.
1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) её – дополнение.
1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.
1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Кричали (кто?) они – подлежащее.
1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.
1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.