И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.
(11)Она стала листать классный журнал.
– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а с у товарищей, что задано, не догадался?
(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении.
Найдите обособленное определение
Объяснен(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.
Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.
Карточка № 2
Раскройте скобки:
Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.
Карточка № 3
— Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.
Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.
IV. Итоги урока
— Расскажите об условиях слитного написания наречий.
— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.
— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.
Домашнее задание
Упр. 199, 203.
Урок 33
Мягкий знак на конце слов после шипящих
Цели урока:
Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)
— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.
— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.
2. Работа по вариантам.
• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».
• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).
Схема:
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?
— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?
Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:
Пишется
Не пишется
В существительных 3-го скл. женского рода (рожь, мощь)
В глаголах
а) неопред. формы (залечь, печь пирог)
б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь)
в) повелит. наклонения (плачь громче)
В наречиях (вскачь, настежь)
Исключения: уж, замуж, невтерпёж
В частицах (вишь, лишь, ишь)
В существительных
а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож)
б) мн. числа родит. падежа (луж, груш)
В кратких прилагательных (дремуч, колюч)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Комментированное письмо. Упр. 191.
С мягким знаком
Без мягкого знака
Глагол
Сущ. 3 скл.
Наречие
1) После дождя было бы слишком мокро, чтобы идти гулять. 2) Человек двадцать партизан просто лежало вокруг костра, разведенного посреди двора. 3) Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. 4)Он прилично пишет стихи, рисует также недурно. 5)Парень мне не раз говорил о тебе. 6)Не раз его лодка теряла управление в хаосе огромных волн, не раз её заливала вода. 7)Этот человек не боится ни сумашедшей качки, ни непроницаемого тумана, ни свирепых бурь: в любую погоду он работает, привыкнув к морю, как к земле.
1. - 2) ВОКРУГ
2. - 1), 3)
3. - 1) БЫ; 5) НЕ; 6) НЕ, НЕ; 7) НЕ, НИ, НИ, НИ, КАК.
4. - Нет, т.к. эти предложения никак не связаны между собой по смыслу.