Игра "Интервью у слова". Возьмите"блиц-интервью" у слов дилемма, проблема, выбор. Поработайте в парах. Один ученик исполняет роль "слова", а дру гой "журналиста". "Журналист" задает вопросы "слову" о том, что оно обозначает, какие значения имеет, есть ли у него синонимы и антонимы, как оно появилось в русском языке, и др. Затем пары выступают перед классом с инсценированным интервью. Одноклассники должны угадать, о каком слове идет речь.
А1-цирк
А2-симпатичный
А3- рассказчики
А4-горка
А5-стекло
А6-чистота
А7- из домашнего сочинения
А8- Мы с тобой сегодня пойдём гулять
А9-Зачарован лес последними погожими днями
А10-К вечеру всё небо заволокло тучами
А11-Выучите басню наизусть
А12-На письменном столе лежали книги, тетради, пенал, фломастеры.
А13-С горизонта надвигались тяжёлые облака, падали первые капли дождя
А14- небеса ил корзна(точно не знаю)
А15-пло(д,т)
А16- опас..ный
А17-ра..воротить
А18- грач
А19-об..явление
А20-(не)навидит
верные ответы выделены жирным шрифтом
А 1. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
цирк
корзина
мачта
изюм
А2. Укажите слово, в котором на месте буквы произносится звук ч , а не ш.
чтобы
скучно
Ильинична
симпатичный
А3. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
облачный
перевозили
рассказчики
забросит
А4. Укажите слово, которое не является однокоренным остальным словам.
гореть
загорелся
горка
горелый
А5. Укажите слово, которое может относиться к разным частям речи.
горело
стекло
запахло
выросло
А6. Укажите существительное женского рода.
кит
молоко
время
чистота
А7. Укажите пример, в котором оба слова стоят в родительном падеже.
иду в тишине
в ночную тиши
из домашнего сочинения
слышно вдали
А8. Укажите предложение, в котором есть местоимение 2 лица единственного числа.
Ребята пошли на речку купаться.
Мама разрешила мне пойти в театр.
Мы с тобой сегодня пойдём гулять.
Настал вечер, и шум сменился тишиной.
А9. Укажите предложение, в котором нет предлога.
Необычная тишина стояла в лесу.
Вдруг под ногами раздаётся звонкий хруст сухих сучьев.
Зачарован лес последними погожими днями.
Осенние листья с тихим шорохом падают на землю.
А10. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено глаголом времени.
Над степью Алтая сверкают высокие звёзды.
По всему саду вьётся лёгкий ветерок.
К вечеру всё небо заволокло тучами.
В окнах домов зажигаются огоньки.
А11. Укажите побудительное невосклицательное предложение.
Отряд, в две шеренги становись!
Прекратите разговоры!
Выучите басню наизусть.
Под ногами шуршали опавшие листья.
А12. Укажите предложение с однородными подлежащими.
Для постройки дома и дачи нужно много кирпича.
На письменном столе лежали книги, тетради, пенал, фломастеры.
Девчонки смеялись звонко и заливисто.
Без труда и упорства в жизни ничего не добьёшься.
А13. Укажите сложное предложение.
Грачи носятся над поблёкшей травой, прячутся в листве.
С горизонта надвигались тяжёлые облака, падали первые капли дождя.
Я подошёл к избушке и открыл дверь.
Осенью журавли, утки улетают в тёплые края.
А14. Укажите слово, в котором букву в корне нельзя проверить.
далёкий
небеса
родной
корзина
А15. Укажите слово, которое может быть написано по-разному в зависимости от значения.
кру(ж,ш)ка
мя(г,х)кий
пло(д,т)
бро(д,т)
А16. Укажите слово, в котором на месте пропуска не нужно писать букву.
солнце
поздно
опасный
здравствуй
А17. Укажите слово, в котором пишется буква З.
рассказ
бестолковый
исписать
разворотить
А18. Укажите слово, в котором не нужно писать Ь.
говоришь
речь
грач
беречь
А19. Укажите слово, в котором пишется Ъ.
соловьи
льёт
безобразный
объявление
А20. Укажите слово, которое пишется с НЕ слитно.
не говорите
не рассказали
не хочу
ненавидит