II. Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения». Выполнить один из вариантов
Вариант 1
1. Прочитайте предложения (знаки препинания не постав¬лены), определите структуру предложений и заполните таблицу
Простые ССП СПП БСП
1. Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лёг.
2. Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.
3. Темнело и сбоку несло резким холодом.
4. Пеликан поднявшись на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе.
5. Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.
6. Хаджи Мурат вспомнил сына таким каким видел в последний раз.
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Дети громко кричали ... …………..(противопоставление)
2) Наступит весна ... …………………….(временные отношения)
3) Здесь нельзя находиться... ……………..(причина)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Если тронешь красоту небрежной рукой, она исчезнет навеки.
2) Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце.
3) Река вышла из берегов, так что сообщение с городом прервалось.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном пред¬ложении
Школа была рядом с домом – можно было без пальто бегать на уроки.
1) Содержание одного предложения противопоставлено содержа¬нию
другого.
2) Предложения рисуют быструю смену событий.
3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о
чем говорится в первом предложении.
4) Первое предложение указывает на время или условие того, о чём
говорится во втором предложении.
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения Теоретическое обоснование знака препинания
1) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
2) Я прислушался: откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки.
3) И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
4) Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
5) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов.
6) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня¬ет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части.
Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос .
Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы¬вает на следствие того, о чём говорится в первой части.
ответ оформите в виде таблицы:
А Б В Г Д Е
“Настоящий врач, не забывший, что такое совесть и истинный врачебный долг, думающий в первую очередь о благе своего пациента, никогда не примет в расчет существование планов по “принудительному здоровью”, на которых наживается кучка дельцов”.Американский педиатр проф. Роберт Мендельсон написал в своей книге “Исповедь медицинского еретика”: “Современная медицина не выжила бы без нашей веры, поскольку эта медицина ни наука, ни искусство. Это религия.