II. Прочитайте текст, выполните задание 1-6, С1 (Текст не списывать) 1.Последюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2.Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая кулаком себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
3.Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. 5. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»
6. Мальчики, зевая, одевались.7. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. 8.Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.
9.Прощались в темноте.10. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нёс с собой гарь.
11. У входа в каменоломню часовой, не проверив пароля, не пропустил их.
12. Перед ними был черный колодец казавшийся бездонным. 13. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.
Грамматическое задание
ответы на задания 1 – 6 записывайте словами или цифрами.
1. Из предложений 2-8 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.
2. Из предложений 11-13 выпишите деепричастие, которое пишется с НЕ раздельно.
3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
4. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обстоятельством ,выраженным деепричастным оборотом, и и определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели,(1) поправляла одеяло на мальчиках,(2) зажимая кулаком себе рот,(3) боясь застонать,(4) заплакать от томившей ее тревоги.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. ответ запишите цифрой.
2.
С) но, да, либо.
3. Пример подчинительных союзов:
А) когда, если, хотя;
4.
В) все предложения равнозначны;
5.
С) Он начал расспрашивать о том, что привлекало его внимание.
6. Укажите бессоюзное предложение:
С) Солнце ярко светило, день становился длиннее..
7. Укажите сложносочиненное предложение:
А) То ли ветер шумит, то ли кажется нам.
8.
С) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков.
9.
А) три;
10. Сколько грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены): Турбин почувствовал ,что деревянными клещами кто-то рванул его за левую подмышку, отчего тело его стало бежать странно, косо, боком, неровно.
В) три;
Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики.
Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана.
Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега.
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари.
Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери.
Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали быкам почти одним криком.Нечего было делать, мы приютились у огня. Скажи, ты будешь веселей?Между тем тучи спустились, повалил град, снег. Лошади измучились, мы продрогли.