Исправьте предложения, заменив неверно употребленное слово другим.
к вечеру у меня разыгрался зверский аппетит.
изменение планировки квартиры можно утверждать в жилой комиссии.
я буду добиваться строгой исполнительской дисциплины.
нужно предпринять меры по устранению последствий наводнения.
девушка поклонилась и доверительно посмотрела мне в глаза.
Слово – это «основная кратчайшая единица языка». Такое понятие мы можем найти в любом лингвистическом словаре. Общаясь друг с другом, мы говорим на одном языке, прибегая к различным словам, составляющим его лексикон. При слова мы выражаем свои эмоции, мысли. Слово – это великая сила! Прежде чем его произнести, нужно хорошо подумать!
На ум приходит басня Эзопа о языке. Баснописец считал, что нет ничего на свете лучше и хуже языка. Ведь при языка, в состав которого входят слова, можно «решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви», но также «посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться».
А сколько пословиц сложил наш талантливый народ, в которых выразил свое отношение не только к позитивному действию слова («Доброе слово не пропадает даром», «Добрые слова дороже богатства»), но и к негативному («Недоброе слово больней огня жжёт», «Острое словечко колит сердечко»). И русские классики, писатели и поэты, неоднократно предупреждали нас, что к слову нужно относиться осторожно, чтобы нечаянно не обидеть, не оскорбить собеседника, ведь, как считал А.Грин, «слово бьёт иногда насмерть». И по мнению В.Шефнера,
Словом можно убить, словом можно
Словом можно полки за собой повести.
Прежде чем произнести какую-нибудь фразу, давайте будем вспоминать высказывание Ф.И.Тютчева о том, что «нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...»
1. исправьте лексическую ошибку:
ПОЕЗЖАЙ осторожно
опытные БУХГАЛТЕРЫ
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ домами
по ОБОИМ сторонам
салат из ПОМИДОРОВ
2. выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная:
тр...вянистый
оз...рять
к...вычки
д...кламация
акв...рель
3. определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. в впишите оба слова без пробела.
во...двигнуть, и...сякший
п...прище, з...певала
пр...града, пр...смотреться
по...кидывать, на...кусить
ра...счёт, бе...молвный
4. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е
запасл...вый
находч...вый
подмиг...вать
ландыш...вый
подскак...вать
5. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Я
пол...щая (огород)
вид...щий (насквозь)
(гуси) щипл...т (траву)
раду...щийся (гостю)
кол...щий (предмет)
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дОверху
красИвее
довезЁнный
началА
вероисповедАние
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счёте.
2) У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.
3) Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость — это всё черты характера.
4) Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника.
5) Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.
8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов - без пробелов)
1) Зато
2) С тех пор
3) Лишь
4) Едва
5) Поскольку
(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает
9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свЕрлит
прИнятый
кУхонный
диспансЕр
тОрты
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
золотых СЕРЁГ
ремонт КРОВЕЛЬ
более ТРЁХСТА
быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ
КЛАСТЬ кирпичи
11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р...стительный
с...луэт
ск...нировать
бл...стящий
обж...гающий
12. исправьте ошибку
Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.
13. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите СЛОВОСОЧЕТАНИЕ правильно.
на ОБЕИХ руках
новые БУЛЬДОЗЕРЫ
ПЯТЕРО котят
САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток
ЛЯГТЕ на пол.
15. Укажите, о каком тропе говорит высказывание:
замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения, например, город белых ночей, вместо Санкт-Петербурга, автор произведения "Горе от ума", вместо А. Грибоедов.