История Каштанки.
1.Стояла зима. 2.Снег падал пуш…стыми хлопьями пр…ятно к…сался лица. 3.Рыжая собач…ка прижал…сь к двери подъезда бе но повизг…вала и др…жала от холода. 4.Ей хотел…сь обогрет…ся но н…кто не спешил ей Вдруг кто…то толкнул дверь. 6.Собака вск…чила увид…ла не…знакомого человека в кожа…ом пальто. 7.Доверч…во пр…к…снулась она к его руке. 8.Он отр…хнул снег с её спины и пом…нил за собой.
9.Дома он выд…лил ей оловя….ую тарелку блюдце и собака остал…сь жить у него. 10.Незнакомец ок…зался знаменитым артистом цирка Дуровым.
11.История Каштанки описана в известном ра…сказе Чехова. 12.Но не все знают что столяр судился с Дуровым… чтобы в…рнуть собаку. 13.Дуров предл…жил хозяину большие деньги и столяр начал колебат….ся. 14.Судья почу…ствовал что столяр не пр…вязан к собаке. 15. Каштанка осталась у артиста.
Задания.
Часть 1
Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
Из предложений 2-4 слово с чередующейся гласной в корне.
Из 2-го абзаца выпишите неопределенное местоимение.
Из предложений 1-7 выпишите отрицательное местоимение.
Из предложения 1-5 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Из предложения 5-10 выпишите слово, суффикс которого имеет значение «сделанный из чего-то» и является исключением из правила.
Из предложения 9-15 выпишите глаголы в начальной форме
Выпишите из последнего абзаца слово, правописание приставки которого имеет значение «присоединение».
Из 1 абзаца выпишите глагол с чередованием гласной в суффиксе, проверяемой формой 1-го лица настоящего времени.
Из предложений 1-3 выпишите возвратный глагол времени женского рода.
) Дождь, \моросивший весь день\, прекратился, облака понемногу рассеялись.
2) Деревья, \измученные дождями и ветрами\, нежатся на солнце.
3)Под сенью многовековых лип, \ посаженных бог знает когда\, укрывались развалины массивного здания, \напоминавшего торжественный мавзолей\.
4)Суровое северное долго спавшее под снегом\, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело...
5) Через несколько минут они попали в низкие, \следующие друг за другом\ пещеры, \уставленные несметным количеством ящиков\.
6) Развалины, \едва различимые при свете звезд\, встретили нас молчанием.
7) Звук , \ раскатывающейся волной\, пронесся по долине.
8) Однако \надвигающаяся \ темнота не остановила машин.
9) \Хорошо работающая\ память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным.
10) Сад перед домом горел и дымился, \весь залитый пожаром зари и потопом дождя\.
1)Вначале определяем от чего слово образовано: от сущ. или глагола -- смотрим, можно ли заменить на "который + глагол", если можно, то образовано от глагола. Купленный -- который купили. Заменить можно(к примеру в словосочетании "серебряная ложка" серебряная заменить нельзя). Значит это слово ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА.
2)Определяем часть речи. Определяем вид глагола, от которого слово образовано. Задаём вопрос: что Сделать? -- купить. Глагол совершенного вида(глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "что делать?"). От глаголов совершенного вида образуются ПРИЧАСТИЯ.
3)В суффиксах причастий пишем НН.
Нелеченая болезнь. Аналогично.
1)Которую не лечили. -- От глагола.
2)Что делать? -- Лечить. Несовершенный вид. От несов. вида образуются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
3)В суффиксах прилагательных пишем ОДНУ Н. Здесь будет и четвёртый пункт.
4)Пишем ДВЕ Н, если
а)есть приставка(кроме приставки не-). В данном случае такой не имеется.
б)есть зависимые слова(например, нелеченная доктором/в совсем болезнь и т.д. Их нет.
в)слово является исключением. В сключ. всегда ДВЕ Н: нежданный, читанный, негаданный, виденный невиданный, виданный неслыханный, слыханный нечаянный считанный священный, деланный желанный чванный.