ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
вариант 2
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия.
1.В каком ряду в обоих словах выделенные буквы обозначают твердые согласные звуки?
1). метеорит, термин 2). кафе, ателье
3). шинель, морфема 4). гротеск, резерв
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1). солнце
2). ёлка
3). зеркальный 4). третье
3.Укажите, в каких словах нарушена произносительная норма.
1). [т ,э]рмин 2). [тэ]рмин 3). ти[рэ]
4). тра[н]вай
4. Укажите неверное утверждение.
1). буква ё в слове ёлка обозначает два звука
2). буква ь не обозначает звука
3). буква ш обозначает два звука
4). глухие согласные перед звонкими озвончаются
5.Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук.
1). жалюзИ 2). жАлюзи
3). звонИт
4). газопровОд
1.Укажите ряд антонимов.
1). крошечный – мизерный
2). (зелёный) лук – лук (для стрельбы)
Часть 2. Лексика. Морфемика. Словообразование.
3). красивый – уродливый 4). хороший – отличный
2. Укажите ряд синонимов.
1). бытие – существование 2). прогресс – отрицание 3). смиренный – гордый
4). тучный – худой
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено в прямом значении?
1). СЛАДКАЯ речь
2). СЛАДКИЕ мысли 3). СЛАДКИЕ видения 4). СЛАДКОЕ кушанье
4. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
1). Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак. 2). Слово – серебро, молчание – золото.
3). Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.
4). Бригада работала, засучив рукава.
5. Какие слова являются неологизмами?
1). айфон
2). стрельцы 3). вече
4). квест
6. Какое слово состоит из: корень - О - корень - окончание?
1). паровозный 2). водокачка 3). единогласно 4). лесостепь
7. В каком ряду во всех словах окончание -о?
1). метро, свежо, чудесно 2). кино, светло, продано 3). дело, зерно, взошло
4). сказано, честно, налево
8. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным беспорядок 2). безработица 3). закавказский 4). приусадебный
9. Укажите образования слова ДИВАН-КРОВАТЬ.
1). приставочный
2). суффиксальный
3). приставочно-суффиксальный 4). сложение слов
10. В каком слове нет суффикса –ЯГ-?
1). бедняга 2). бродяга 3). стиляга 4). фляга
1.Укажите числительное.
1). пятак
2). впятером 3). пятый
4). пятерка
Часть 3. Морфология.
2. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении.
Столовая находилась справа от гостиной.
1). существительное 2). прилагательное 3). причастие
4). деепричастие
3.Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении.
Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.
1). существительное 2). прилагательное 3). наречие
4). причастие
4.Укажите относительное прилагательное.
1). золотой 2). светлый 3). жёсткий 4). красный
5.Укажите глаголы несовершенного вида.
1). посматривать 2). спрашивать
3). прогнать 4). выпить
6.Укажите глаголы I спряжения.
1). рассмотреть 2). расшибиться 3). отключить 4). выпить
7. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1). молодые ОФИЦЕРА 2). шесть АПЕЛЬСИНОВ 3). КРАСИВЫЙ тюль
4). много БОТИНОК
5). на ОБЕИХ сторонах
1)У корня виноградной лозы обронили семя, выросло деревце. Пока оно росло, лоза делилась водой.
2)Дерево стало большим. У него появились корни, он берет пищу сколько нужно. Лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, ей хватало, чтобы налить грузные кисти винограда соком.
3) Все хорошо, но дерево отняло солнца у винограда, раскинуло ветви. 4)Лоза попросила не заслонять солнце. А дерево поплотнее сомкнуло ветви.
5)Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз гроздьями — она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, захватив солнце, но на нем не было ни одного плода.
6) Да, так часто поступают и среди людей. Многие забывают просто поблагодарить за и оказанное внимание им, а ведь это очень важно.
Из этого можно сделать вывод, что надо внимательнее относиться к окружающим тебя людям и быть чуточку любезнее.
У меня есть подруга по имени Маша. Мы с ней дружим очень много. Она очень хороший человек, а ещё играет на фортепиано. Однажды я спросил ее , что они делают в музыкальной школе. Мне было очень интересно. Она сказала , что на разных уроках делают разные вещи. И всетаки она рассказала мне просольфеджио. Вначале урока они всегда проводят диктант. На нотоносце пишут скрипичный или басовый ключ и на слух пишут интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Я впервые в жизни услышал такие слова. Но это было не все. Потом они рпспеваются в октаву и начинают составлять гаммы. Гаммы она сказала бывают разными. С линзами, бекарами и бемолями. В миноре и мажоре. А затем строят тетраход. Она говорила ещё много, но я не запомнил.
Объяснение: