Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс.
1. К какому выводу о важности и значимости главной и второстепенной ролей приходит Чик в конце рассказа Ф. А. Искандера «Детство Чика»?
2. Укажите, какую из сказок А.С. Пушкина ставили на сцене в рассказе «Детство Чика»?
3. Какую роль в конечном итоге исполнил Чик?
4. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит заслуга создания жанра в русской литературе?
а) И.А. Крылову
б) М.Ю. Лермонтову
в) В.А. Жуковскому
г) А.С. Пушкину
5. Напишите автора и название произведения, из которого взяты строки: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве».
6. Укажите, чей портрет приводится ниже: «…Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…, глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила…»
а) Чечевицын, «Мальчики». А.П. Чехов
б) Павлуша, «Бежин луг». И.С. Тургенев
в) Чик, «Детство Чика». Ф.А. Искандер
г) Иванов, «Детство Тёмы». Н.Г. Гарин-Михайловский
7. Назовите средство выразительности речи:
а) задремали звёзды -
б) звёзды золотые -
в) улыбнулись берёзки -
г) крапива обрядилась ярким перламутром -
д) крапива шепчет -
8. Как называются литературные произведения, основанные на описаниях чьего-либо путешествия с приключениями, борьбы с силами природы.
9. Допишите фамилии писателей и поэтов: Василий Андреевич, Иван Андреевич, Александр Сергеевич, Михаил Юрьевич, Лев Николаевич, Антон Павлович, Сергей Александрович.
10. Определите размер данного стихотворения:
Седое небо надо мной
И лес, раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
(И.А. Бунин)
11. Укажите, из какого произведения следующие строки:
а) «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою».
б) «Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец».
в) «…Однако, когда на следующее утро семья сошла к завтраку, все снова увидели на полу ужасное кровавое пятно».
г) «…Увы! Ва-пити забыл заветы своих предков. Ни одного скальпа не содрал он сегодня, а раскланялся на аплодисменты и ушёл. Прощай, трусливая собака!»
д ещё два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Объяснение:
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
Быть журналистом – это интересно! Брать интервью, знакомиться с новыми людьми, узнавать подробности их жизни – это так увлекательно! Журналисты делают репортажи и публикуют их в печатных изданиях или работают на телевидении и рассказывают об интересных событиях. Я мечтаю научиться делать свои репортажи, уезжая для этого в разные страны или в отдалённые уголки нашей страны.
Профессия журналиста трудна и опасна. Он часто попадает в горячие точки нашей планеты и работает порой в экстремальных условиях. В то же время профессия журналиста требует определённой подготовки и широкого кругозора, ведь чем больше ты будешь знать, тем интереснее будут звучать твои репортажи.