Итоговая контрольная работа по русскому 8 класс
1. Укажите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка.
а). Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть.
б). Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине.
в). Глядя на эту картину, у нас сжимается сердце.
2. Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка.
а). Наступила самая чрезвычайная минута.
б). Петр Гринев - главный герой повести "Капитанская дочка".
в). Маша была скромной и робкой девушкой.
3. Укажите тему, в названии которой заключена основная мысль сочинения.
а). Уездный город и его правители.
б). Мастерство сатиры Гоголя.
в). Образ Хлестакова.
4. Найдите предложение с уточняющими членами.
а). В горах в начале июня встретились лучшие мастера альпинизма.
б). В мае начинается подготовка к летним туристическим походам.
в). В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступила отвратительная погода (А. Куприн).
5. Какие знаки препинания необходимо поставить при вводном предложении:
а) запятые б) скобки в) тире
Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими неподвижно дремали в морской глади недалеко от берега (А. Куприн)
6. Какое предложение соответствует схеме [ О, О ]
а). Молодой нежный месяц лежал на синем пологе ночи (М. Лермонтов)
б). Полоса яркого вечернего света упала на старый ствол возле скамьи (И. Бунин)
в). Шел надоедливый октябрьский дождь.
II часть
1. Подчеркните сказуемое, укажите его тип
Не может судьба одни щедрости сыпать летом я был на Кавказе. Отец был встревожен случившимся. Январь самый холодный месяц года, Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны (Н. Рубцов). Осторожно ветер за калитку вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше (С. Есенин)
2. Графически обозначьте дополнения.
Темным елям снится гомон косарей (С. Есенин). Прекрасное пробуждает доброе. Не думайте о мелочном, думайте о большом (Д. Лихачев). Я советую тебе заняться делом. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив (А. Пушкин).
3. В предложениях, где нужно, поставьте тире.
Ритмы Цветаевой это ритмы эпохи. Пруд для мальчишек что море. Совсем не дело реставрация иконы. Мировой рекорд по прыжкам в длину 8 м. 90 см. Береза роняет лимонные листья, осина красные, ива зеленовато-черные, дуб коричневые.
4. Укажите тип односоставных предложений
Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья клена нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Ветром их относит в сторону. Упали на землю, замерли. Люблю золотой ковер осени. (В. Песков)
5. Замените двусоставные предложения безличными.
Я скучаю. Дом уютный. Огонь выжег траву.
6. Вставьте пропущенные буквы:
Артил…ерия, кавал…ерия, пост…мент, п...дестал, ровес…ник, сверс…иник, конгрес…, дискус…ия, экспер…мент, ил…юминация.
7. Расставьте знаки препинания.
О вид смиренный и родной
Березы избы по буграм
И отраженный глубиной
Как сон столетий божий храм.
Н. М. Рубцов
8. Составьте словосочетания.
Беспокоиться (дочь), тревожится (брат), предупредить (опасность), предостеречь (ошибка), уверенность (успех), вера (победа), верность (долг), достоин (внимание), удостоен (награда).
9. Придумайте два предложения ср словами МОЖЕТ БЫТЬ. В первом эти слова - член предложения, во втором - вводное слово.
10. Начертите 3 схемы обобщающих слов при однородных членах.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ) .
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени) , РЕЖЬ (в повелительном наклонении) , ЖЕЧЬ (в неопределенной форме) . Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ) , кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
И вот однажды кто-то из взрослых вспомнил, что раньше во всех общественных местах висели плакаты надписями "Не курить! "," Не сорить! ", "Соблюдайте чистоту! ". Учителя подумали и решили, что в школе тоже было бы хорошо повесить такой плакат. Директору школы такая идея понравилась. Он вызвал к себе отличника Петю Иванова и сказал: "Петя! Вот тебе ватман и чернила. Напиши плакат и повесь его в вестибюле школы. "
Петя быстро выполнил задание. Он развернул плакат и прижал его руками к стене. При этом мальчик даже не заметил, что на плакате остались следы его грязных рук.