Итоговый тест по русскому языку для 9а класса
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) Великие физические открытия XX века стали возможными благодаря применению научного метода для познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно описать основные составляющие этого метода и содержание деятельности исследователя, вступившего на трудный путь познания истины. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим – экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей. (5)Третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира, четвёртые изобретают новые приборы, с которых можно изменить окружающий мир и открыть новые миры. (6)Таким образом, усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
открытия стали возможными (предложение 1)
можно (предложение 2)
может освоить (предложение 3)
4) можно изменить (предложение 5)
5) которое служит (предложение 6)
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Проводив(1) маму с отцом в очередную командировку(2) мы с бабушкой тут же (3) как заговорщики (4) собирались на экстренный совет. Невысокая (5) сухонькая (6) с коротко подстриженными(7) волосами (8) бабушка напоминала озорного мальчишку(9) а этот мальчишка (10) как говорили (11) сильно смахивал на меня.
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «осенний лес», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БОЛЬШОГО (дерева) - в окончании отымённого имени прилагательного после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е
2)вовсе НЕ РАДОСТНО – частица НЕ с наречием пишется раздельно, так как есть зависимое слово
3) ученица умна и ОБРАЗОВАННА – в кратком прилагательном в суффиксе –АН- пишется две буквы Н
4)восстание ПОДАВЛЕНО – в кратком прилагательном пишется одна буква Н
5) НЕСМОТРЯ НА усталость – производный предлог пишется с частицей НЕ слитно
3. Вытаяла возле бора тропинка сухая (ед.ч., ж.р.), и рядом с ней шумит ручей.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
1. Мартовское солнце (подлежащее) светило (сказуемое) ярко, и сквозь оконное стекло падали (сказуемое) на стол горячие лучи (подлежащее).
2. Весенний, светлый день (подлежащее) клонился (сказуемое) к вечеру, небольшие розовые тучки (подлежащее) стояли (сказуемое) высоко в ясном небе.
3. Вытаяла (сказуемое) возле бора тропинка (подлежащее) сухая, и рядом с ней шумит (сказуемое) ручей (подлежащее).
Подлежащее подчеркнуть одной чертой (--), сказуемое - двойной чертой (=).
Род прилагательного определяется по роду имени существительного, от которого оно зависит.
Например, мартовское СОЛНЦЕ (С.Р.)
2. день - подлежащее, клонился - сказуемое, тучки - подлежащее 2, стояли - сказуемое 2. (весенний, светлый - м.р. ед.ч., небольшие, розовые - мн.ч. нельзя определить род))
3. тропинка - подлежащее, вытаяла - сказуемое, ручей - подлежащее 2, шумит - сказуемое 2. (сухая - ед.ч., ж.р)
Род у прилагательных можно определить по окончанию: -ая - ж.р., -ый, -ий - м.р., -ое - ср.р.; а также по существительному, к которому прилагательное относится.