Итоговый тест по русскому языку за курс 8 класса
1. Укажите словосочетание со связью согласование:
А) признаки текста
Б) бережное отношение
В) может Г) произведение искусства
2. Укажите словосочетание со связью управление:
А) всегда готов
Б) хитрый лис
В) поехать в город
Г) отличный результат
3. Укажите предложение, в котором сказуемое является составным глагольным:
А) Футболисты будут играть на своем поле.
Б) Мы намерены исправить ошибку.
В) Он хотел стать пожарным.
Г) Тренер посоветовал нам заниматься.
4. Укажите предложение, в котором сказуемое является составным именным:
А) Лекарь он был отменный.
Б) И он там был.
В) Марина не хотела пить.
Г) А на улицах весна
.
5. Найдите определенно-личное предложение:
А) Ты о чем поешь, золотая рожь?
Б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
В) К вечеру похолодало.
Г) Забудь заботы и печали.
6. Найдите неопределенно-личное предложение:
А) Охотники добрались до избушки затемно.
Б) Всюду грязь да лужи.
В) На берегу разожгли костер.
Г) Пойду пройдусь, наверно.
7. Найдите безличное предложение:
А) Недвижный камыш.
Б) Трудно дело птицелова.
В) На сердце радостно.
Г) На сердитых воду возят.
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово – приложение.
А) В кафе «Минутка» мы и назначили встречу.
Б) Я выучил стихотворение О. Берггольц.
В) Торопится лиса-разбойница в курятник.
Г) И мы, офицеры, склонили головы.
9. Какое предложение осложнено однородными сказуемыми?
А) Каштанка потянулась, зевнула и по комнате.
Б) Смотреть на это было и радостно, и печально.
В) В воздух поднялись голубые и красные шары.
Г) Не было ни хлеба, ни муки.
10. Найдите пример, в котором при однородных членах имеется обобщающее слово (знаки препинания не расставлены).
А) То справа то слева появлялись страшные тени.
Б) В мешке дорожном вещи две майки мыло порошок.
В) Подушка эта была тёплая мягкая битком набитая снами.
Г) В поэзии Некрасова есть злоба и сарказм нежность и надежда.
11. Укажите предложение с необособленным определением (знаки препинания не расставлены).
А) Цветы похожие на колокольчики стояли на столе.
Б) Они придумали план обещавший им победу.
В) Утро было солнечное но не жаркое.
Г) Песня тихая похожая на плач тянулась откуда-то из-под земли.
12. В каком примере нужно обособить выделенное обстоятельство?
А) Она с радостью пошла в огород.
Б) Скрепя сердце Андрей перебирал кандидатуры.
В) Перевозчик грёб стоя.
Г) Несмотря на поздний час было душно.
13. Какое предложение осложнено и обращением, и вводным словом (знаки препинания не расставлены)?
А) Мой друг гостей своих с любовью встречает.
Б) Тебе Евгений я разумеется предоставлю свой кабинет.
В) Ночью весь огромный мир кажется много проще.
Г) Поклон привет тебе он шлёт моя любимая.
14. Расставьте знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
А) Казак не хочет отдохнуть (1) ни в чистом поле (2) ни в дубраве (3) ни при опасной переправе. Около родника зеленеет короткая (4) бархатная трава.
А) 1 2 3 4
Б) 2 3 4
В) 2 3
Г) 1 2 3
15. В каком предложении необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым?
А) Солнце словно огненный шар.
Б) Мы друзья с детства.
В) Зима не лето.
Г) Мое правило говорить правду.
16. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Над нами возвышались горы (1) скалистые (2) неприступные. Удивленный отказом (3) Николаев все же продолжал приходить в дом. Подплывшую к мостикам (4) лодку встречал кот-рыболов.
А) 1 2 3 4
Б) 2 3 4
В) 1 2 3
Г) 1 2 4
17. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Смеясь и шутя (1) мы бежали к реке. Задачу я решил (2) шутя. Он осознавал себя одиноким (3) несмотря на привязанность друзей. Состав (4) согласно указанию (5) был подан на первый путь.
А) 1 3 4 5
Б) 1 2 3 4 5
В) 1 3
Г) 1 3 4
18. Расставь знаки препинания: укажи цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Море на сотни миль вокруг (1) казалось (2) пустынным. Казалось (3) конца не будет молодости. Увы (4) он счастия не ищет.
А) 1 2 3 4
Б) 3 4
В) 1 3 4
Г) 1 3
19. Найдите предложение с вставной конструкцией (знаки препинания не расставлены):
А) По словам отца скоро дожди прекратятся.
Б) Мальчики их было четверо отошли в сторону.
В) Друзья как мы уже писали были одеты по-зимнему.
Г) Вам я думаю нелегко было сдавать экзамены?
20. В каком примере НЕ нужно ставить запятую перед союзом как?
А) Он как в воду глядел.
Б) Как роза расцветала она с каждым днём.
В) Музыка звучала как прежде громко.
Г) Ему как ветерану полагались льготы.
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово « батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскемьай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая. Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, - его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина.Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. Прадедом Улжан был Бертис би. Слово «би» подразумевает, во-первых, ораторский талант, ум и мудрость, умение решать сложные споры между племенами, во-вторых – вождя племени, предводителя рода. Должность «би» не передается по наследству, биями становятся благодаря своим личностным качествам. У Турпана, отца Улжан, были родные братья – Контай и Тонтай. Они выделялись особым пристрастием к шуткам. Улжан не уступала им в острословии. Такие качества великого поэта, как остроумие в саркастической форме высмеять людские недостатки, унаследованы Абаем от нагашы по материнской линии. Вся материнская линия, весь род по отношению к племяннику считается нагашы, а племянник по отношению к материнской линии выступает как жиен.Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.В девичестве бабушку Абая звали Токбала. Когда она выходила замуж, то по старинным обычаям приехала в дом жениха с серьгой в носу. После этого её начали звать Зере.
Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно.Улжан тоже между хлопотами по дому много внимания уделяла Абаю. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери.
1.
Проблема ближнему-из тех,которые встают перед человечеством вновь и вновь.
Этот вопрос важен в наши дни,потому что большинство людей с безразличием относятся у своим родным и кому-либо ради личной выгоды.
В данном эпизоде герой не проходит мимо детской беды:он угощает Нюрку хлебом и яблоком,даже"понарошку" с нею умирает.И девочка улыбается.
Автор с уважением относится к герою произведения ,неравнодушный поступок-пример того,как нужно относиться,пуст даже и к чужой проблеме.Ведь сделанное добро обязательно вернется.
Оценив поступки героев читатель отчетливо понимает позицию автора: нельзя проходить мимо чужой беды,особенно детской.
Я согласна с мнением автора ближнему мы тем самым обретаем собственное счастье,наша жизнь наполняется смыслом.
Об этом свидетельствуют многие жизненные факты,в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.
Одно из доказательств верного суждения можно обнаружить в рассказе М. Шолохова "Судьба человека".
В нем рассказывается о трагичной судьбе солдата,который во время войны потерял всех своих родных.Но однажды встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом.Этот поступок говорит о том,что желание делать добро,дают человеку силы для жизни.
Так же аргумент, подтверждающий мою точку зрения можно обнаружить в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".Попав в плен,Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Кратаева.Платон,несмотря на свои страдания жил со всеми мирно: с французами,с товарищами.И именно своей добротой и милосердием Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.
Так склонность к добру и взаимо может вдохновить на благие поступки и других людей.
Проанализировав содержание текста,можно сделать вывод о том,что нельзя проходить мимо чужой беды.А автор учит нас быть отзывчивыми,добрыми и всегда приходить на близким.
2.
Известно каждому, что добро, в его высоком и истинном понятии – это именно тот ориентир, к которому обязано стремиться человечество, это маяк, дарящий свой свет заблудившимся в нашем непростом мире путникам, это подлинная мораль, мир и гармония.
Человек, чьи помыслы и поступки направлены на добро, живет по-настоящему полной жизнью. Он, помещая свой посильный вклад в добрые дела, тем самым делает мир лучше, светлее и перспективнее, даря надежду на возрождение.
Того, кому неведомы бескорыстно добрые поступки, стоит ведь он лишен необычайно радостного и теплого чувства, наполняющего все существо настоящего дарителя. Тот, кто не совершает хороших дел, чьи мысли ограничены лишь собственными эгоистичными интересами, никогда не ощутит щедрости собственной души, в своей скудости прячась за соображения мелочного практицизма.
И если временами кажется, что жизнь – как бесконечно длинная дорога, и можно всегда успеть обратить свои мысли к добру, то подобные впечатления весьма обманчивы. Поэтому нужно спешить делать добрые дела, наполнять свою жизнь особенным смыслом, чтобы после горько не сожалеть об утраченных возможностях. Ведь не зря говорят, что любой хороший поступок возвращается сторицей, и того, кто с готовностью отдает людям тепло своего сердца, кто не равнодушен к горестям и бедам, кто делает добро, не требуя взамен оплаты, щедро награждает сама судьба.
Неправы и те, кто полагают, что человек растратить себя, совершая добрые дела и отдавая этому все свои силы. Напротив, добротой и искренностью человек обогащает самого себя, он становится мудрее и прозорливее. Он видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и счастлив лишь тем, что может подарить кусочек своей пылкой и отзывчивой души ближнему человеку.