В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, бес только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
1) 1. Определите тему и главную мысль текста.(тема-описание озер; главная мысль-образование озер) 2. Определите стиль и тип речи(стиль научный, тип-повествование). 3. Выпишите из текста антонимы.(малые-большие;)ь 4. Какие лексические значения имеет слово бассейн?(поверхность земли, представленная впадинами) 5. Укажите номер предложения с однородными членами.(4. 5) 6. Из предложения 3 выпишите слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв.(образовались, результате) 7. Укажите номер сложного предложения.(1) 8. Выпишите слова, иллюстрирующие правило правописания проверяемых безударных гласных в корне слова, выделите и объясните данную орфограмму(вОда-вОды, удАленные-дАль, зЕмли-зЕмли) 9. Произведите указанные разборы: А) синтаксический разбор предложения 3 Б) разбор по составу: тающего(та/ющ/его-корень, суффикс, окончание) В) фонетический разбор: счет (предложение 4) Г) морфологический разбор: от моря (из 1 предложения) Озера образовались в результате стекания воды в низкие места а)Подлеж-озера Сказ-образовались Дополнения: стекания воды оБстоят: в результате, в места опред.:низкие (простое,повест, распрост, двусот. полное, невосклиц. не осложнено) В) счет(щ*от)-4б,3 з С Ч (щ*)-согл.глух.мяг Ё(о)-глас.уд. Т(т)-согл.глух.тверд. Г)от моря- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос от чего? Н. ф. – море А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, родительного падежа. В предложении выполняет роль дополнения.
2. Определите стиль и тип речи(стиль научный, тип-повествование).
3. Выпишите из текста антонимы.(малые-большие;)ь
4. Какие лексические значения имеет слово бассейн?(поверхность земли, представленная впадинами)
5. Укажите номер предложения с однородными членами.(4. 5)
6. Из предложения 3 выпишите слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв.(образовались, результате)
7. Укажите номер сложного предложения.(1)
8. Выпишите слова, иллюстрирующие правило правописания проверяемых безударных гласных в корне слова, выделите и объясните данную орфограмму(вОда-вОды, удАленные-дАль, зЕмли-зЕмли)
9. Произведите указанные разборы:
А) синтаксический разбор предложения 3
Б) разбор по составу: тающего(та/ющ/его-корень, суффикс, окончание)
В) фонетический разбор: счет (предложение 4)
Г) морфологический разбор: от моря (из 1 предложения) Озера образовались в результате стекания воды в низкие места а)Подлеж-озера Сказ-образовались Дополнения: стекания воды оБстоят: в результате, в места опред.:низкие (простое,повест, распрост, двусот. полное, невосклиц. не осложнено) В) счет(щ*от)-4б,3 з С Ч (щ*)-согл.глух.мяг Ё(о)-глас.уд. Т(т)-согл.глух.тверд. Г)от моря- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос от чего? Н. ф. – море
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, родительного падежа. В предложении выполняет роль дополнения.