Изложение но не менее 300 слов Звёзды над Самаркандом
Темна, тепла самаркандская ночь. Листва ночного сада черна. Над мраком
сада сияет серебряное небо. Тишину в саду строго велено хранить до утра: в
этом саду спит Повелитель Мира. Старый Тимур вернулся домой из похода.
В старом густом саду на окраине Самарканда, у двери, раскрытой в сад, спит
Тимур, хмуро вдыхая прохладу родины.
Но семилетний мальчик не спит. Он глядит в небо. А в небе, между
чёрными крыльями ветвей, вспыхивают звёзды, меркнут, трепещут, то будто
на краю ветвей, то будто в непонятном далеке. Они подобны огненным
бабочкам. Мальчик смотрит в серебряную бездну небес, удивляясь
сочетаниям созвездий.
Неслышно несут свой караул воины; ходят неслышные, невидимые. В
дальнем конце, едва просвечивая из-за деревьев, горит костёр. Там, у
суровых резных ворот, стражи разговаривали негромко, чтобы слышать
малейший шорох из сада. Молчали, глядя в огонь.
Вдруг стража замерла, затаив дыхание: из-под деревьев неслышно, будто
не по земле ступая, а по воздуху, шёл к ним ребёнок в тонких шёлковых
зелёных штанах, в полупрозрачной алой рубахе до колен, в белой тюбетейке
на голове. Лицо его было бледно, а глаза смело, прямо, пристально смотрели
в глаза воинов.
Воины не смели шелохнуться. Только один почтительно прижал к груди
руки, склонился:
– Привет и послушание царевичу!
И Мухаммед-Тарагай, внук Тимура, сын Шахруха, семилетний мальчик,
поднятый с постели бессонницей, на покорный привет старого дедушкиного
воина ответил благосклонным приветом.
Мгновенье он постоял молча.
— Звёзды… Можно их взять руками?
Воин, тысячи верст из края в край по земле, десятки городов
рушивший, сотни людей изничтоживший, сам стерпевший несчетное число
ран, переспросил:
— Звёзды-то?..
— Да. Можно их взять руками?
Стражник бес и сокрушенно глянул на свои мускулистые, чёрные
ладони:
— Не доводилось!
Никому из воинов не случалось думать, далеко ли до звёзд. Тимур водил их
по земным дорогам: неужто этому царевичу земных алмазов мало, неужто
этот поведет свои воинства за самими звёздами? (296 слов)
По данному тексту и самостоятельно составленному плану напишите
изложение. Включите в него описание ночного сада и звёздного неба.
Опорные слова: мрак сада, огненные бабочки, серебряная бездна,
Однажды повстречал лев пантеру. Вся шкура ее была изодрана, и мех ее висел клочьями. От множества ран была она ни жива ни мертва. Спросил ее лев:
— Что случилось с тобой? Кто порвал твою шкуру, кто ободрал твой мех?
И пантера ему ответила:
— Это сделал человек. Спросил тогда лев:
— А кто такой человек? ответила ему пантера:
— Нет никого хитрей человека! Никогда не попадайся ему в руки!
Затаил лев злобу на человека и отправился его искать. Повстречал он в пути осла и лошадь. Морды их опутывала узда, а в зубах были удила. Спросил их
лев:
— Кто вас так связал?
И они ответили:
— Это наш господин, человек!
Удивился лев:
— Неужели человек сильнее вас? Тогда сказали они:
— Он наш хозяин. Нет никого умнее человека. Никогда не попадайся ему в руки!
Еще больше обозлился лев на человека и ушел от осла и лошади.
Повстречался он с быком и коровой, рога их были обпилены, ноздри их были проколоты, а на шее у них лежало ярмо. Спросил их лев, кто это сделал, и они сказали ему, что сделал это их господин, человек.
Пошел лев дальше и встретил медведя. Когти у него были обрезаны, а зубы вырваны. Спросил его лев:
— Неужели человек сильнее даже тебя? И медведь ответил:
— Да, сильнее. Был у меня в услужении один человек. Он приносил мне пищу. Но однажды сказал он мне: «Воистину твои когти слишком длинны; они мешают тебе брать пищу. А зубы твои слишком слабы и не дают тебе вкушать то, что ты хочешь. Позволь мне их вырвать, и я принесу тебе вдвое больше пищи, чем обычно!» И я позволил ему их вырвать. И вот он взял мои зубы и когти, швырнул мне в глаза песок и убежал. А мне уже нечем было его удержать.
Еще больше разгневался лев. Он ушел от медведя и стал искать человека.
Восток - сущ. ( Что ? ) Н.ф. - восток. Пост. : нариц., неодуш., 2 скл., м.р. Непост. : ед.ч., им. п. Подлежащее (- ).
Уходам - сущ. ( К чему? ). Н.ф. - уход. Пост..:нариц.,неодуш. 2 скл. Непост. : мн.ч., д.п. Дополнение ---.
Ив - сущ. ( Чего ? ) . Н.ф. - ива. Пост.: нариц., неодуш., 1 скл. Непост. : мн.ч., р.п. Дополнение .
Учитывая, что задание для четвертого класса, можно вместо " дополнение" написать " второстепенный член предложения".