К.Паустовского “Жёлтый свет”.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.
- Попробуем доказать, что особенностью языка художественной литературы является соединение элементов разных стилей и широкое использование изобразительно-выразительных средств. У вас есть фломастеры, с которых мы составим цветовую палитру текста и будем учиться воспринимать текст визуально.
Перед вами цветовая градация, с которой мы подготовим текст к визуальному восприятию.
- Найдите слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные и выделите их желтым цветом
- Книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия) – красным цветом.
- Конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их) – зелёным цветом
- изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) - синим
Заранее большое
Клише – это определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. В использовании этого средства в деловых документах порой возникает даже необходимость, например: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного и т. д.
Клише — это застывшие речения, осознаваемые как несвободные или воспроизводимые целиком, всеми носителями языка. В лингвистической теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: речевые стереотипы, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные обороты, стереотипизированные обороты и т. д. Все эти речевые явления составляют некое понятийное поле, к которому приближаются паремии, крылатые слова, цитаты, афоризмы, максимы.
Как языковой стандарт, клише выполняет ряд функций — использование этих выражений позволяет экономить мыслительную энергию быстрому и точному составлению документа, облегчают общение, поэтому являются нейтрально-нормативным явлениями в деловой речи. Кроме этого, лингвисты считают, что стандартные выражения быстроте передачи информации.
Штамп – своеобразный шаблон, избитая форма выражения, которая придает речи потускневшую эмоционально-экспрессив-ную окраску и наносит вред мыслям. Бездумное повторение выражения можно отнести к психологическому явлению.
Штампы имеют несколько разновидностей. Первый вид – универсальные слова
– это те слова, которые имеют неопределенное, обобщенное, стертое значение.
Второй разновидностью речевых штампов являются парные слова, или слова спутники, которые обычно употребляются в речи вместе, хотя и не являются фразеологическими оборотами, например: бурные аплодисменты, теплая обстановка, широкое распространение, неизгладимое впечатление.
Итак, клише – это составляющего и читающего документ; штамп же
– вредитель, враг пишущего и говорящего. В правовой сфере общения разграничение понятий клише – штамп имеет существенное значение, так как употребление клише обусловлено точностью наименования понятий; использование же штампов влечет за собой нарушения правил официально- делового стиля речи.
т-[т']-согласный,глухой парный,мягкий парный
/(это ударение)
и-[и]-гласный,ударный
ш-[ш]-согласный,глухой парный,твёрдый, непарный
ь-[-]
4 буквы,3 звука
/
Грач-1 слог
г-[г]-cогласный,звонкий парный,твёрдый парный.
р-[р]-согласный,звонкий непарный,твёрдый парный
/
а-[а]-гласный,ударный
ч-[ч']-согласный,глухой непарный,мягкий не парный.
4 букв,4 звука
Лунная-3 слога
Л-[л]-согласный,звонкий не парный,твёрдый парный
/
у-[у]-гласный,ударный.
н-[н]-согласный,звонкий непарный,мягкий, парный, долгий
н-[-]
а-[a]-гласный,безударный
я-[й']-согласный,звонкий непарный,мягкий, непарный.
`[a]-гласный,безударный.
6 букв, 6 звуков