К/Р ПО РУССКОМУ ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Моторный баркас, ра(з/с)секая лё(г/х)кие(3) волны (К,к)аспийского моря, мчит к бер..гу. Вокру(г/к т..ся г..лубая даль моря. Вп..р..ди начинают..ся высокие густые к..мыши.
Выс..ко в неб.. кружат орланы и коршуны.(4) На волнах п..качивают..ся белые пеликаны. На их спины спокойно взб..рают..ся бакланы. Этих птиц (з/с)дружила совмес..ная ловля рыбы. Пеликаны на мощ..ных крыл..ях зал..та..т(2) в море выстраива..т..ся полукругом и начина..т хлопать крыл..ями по в..де. Они гон..т к бер..гу к..сяк рыбы. На им приход..т бакланы, которые х..р..шо ныряют и сл..дят под в..дой, чтобы рыба (не)прорвала птич..ю цепь. Цепь л..ма..т..ся и пеликаны набрасывают..ся на добычу.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Допуск, блюдце, скосить, учреждение.
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Друзья смастерили скворечник и повесили его на берёзу.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Катя скромно сказала что не слишком довольна качеством своих ответов
2) Как ты готовилась к городской олимпиаде по истории Катя
3) Директор школы торжественно объявил Катя Михайлова стала победителем олимпиады
4) По словам Кати на олимпиаде были тестовые задания и открытые во Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Пусть Маша споёт нам старинный романс.
2) Спой нам Маша старинный романс!
3) Ты так проникновенно исполняешь романсы!
4) Давай-ка разучим с тобой новую песню.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Озеленители высаживают в скверах и парках деревья и кустарники.
2) Ветер играет лёгкой листвой деревьев и обнажает серебристую изнанку ивовых листьев.
3) Бабушка и мама варят из рябины варенье и засахаривают гроздья рябины в густом сиропе.
4) Долго висят на деревьях ягоды рябины и ими лакомятся зимующие птицы.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)О чём говорят названия растений? (2)Мать-и-мачеха и иван-да-марья, кукушкины слёзки и раковые шейки — так образно мог назвать их лишь человек, тонко чувствующий природу. (3)Представим, что издан такой ботанический словарь, где наряду с широко известными названиями растений приведены все их синонимы — названия народные, поэтические, лекарственные. (4)Листовяк, суника, позобника, полевица — всё это названия всеми любимой ягоды земляники. (5)Многие из приведённых синонимов не сразу понятны. (6)Поэтому нередко, расшифровав название растения, вдруг открываешь его с неожиданной для себя стороны.
(7)Например, обычная герань. (8)Одни виды растут у нас на лугах, в лесах, другие украшают подоконники комнат. (9)В переводе с греческого название «герань» означает «журавль». (10)Летом приглядитесь к растению: там, где недавно красовались сине-фиолетовые звёздочки цветков, вы увидите «журавлиные клювики» − плоды этих растений.
(11)Деревья и травы значат для людей так много, что некоторые народы назвали свои страны в честь самого любимого или важного для них растения. (12)В Аргентине с приходом ласкового ветра зефира берега больших и малых рек буквально усыпаны цветками зефирантеса белого. (13)Сверкающие в лучах солнца искристыми росинками, они кажутся сказочными цветками, горящими серебряным огнём. (14)Испанцы — первые европейцы, посетившие эти места, настолько были очарованы представшей перед ними картиной зефирантесов, что назвали эту страну Аргентиной — «серебряной страной».
(По А. Семенину)
Задание 9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что растение герань напоминает журавля? Запишите ответ.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.
Задание 11
В предложениях 11−13 найдите слово со значением «край суши, прилегающий к водоёму». Выпишите это слово.
Задание 12
В предложениях 9−11 найдите антоним к слову «мало» и выпишите его
Исходя из предыдущего признака наступающей весны, можно определить и следующие признаки. Это появление сосулек и таяние снега. Днём солнце уже достаточно сильно прогревает воздух и землю, особенно тёмные места, например крыши домов.
Снег тает, вода стекает вниз, а к вечеру снова начинает замерзать, так и появляются столь удивительные и всеми любимые сосульки. А на следующий день уже начинается капель – предзнаменование наступления весны.