КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ Прочитайте текст и выполните задания 1-20.
(1) Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. (2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура.
(3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т.д.
(5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа. (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа.
(8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек – Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, - доступно всем, в том числе и мне.
(12) А добивался он и достигал много – богатства, самой красивой невесты – царевны. (13) Крепко хватали наши деды.
(14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей слабым, чтить родителей.
(15) Но, конечно, и самому быть смелым. (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. (18) А мы разве не того же корня?
(Ф. Абрамов)
Часть I
1. Какое утверждение противоречит мнению автора текста?
а) Сказки отражают народные представления о добре и зле, понимание народом смысла жизни.
б) Русские сказки утверждают: только честный путь, справедливость, любовь к людям, почитание родителей приводят к счастью.
в) То, чего добивался Иванушка-дурачок в сказках, доступно только необыкновенному, всесильному человеку, сказочному герою.
г) Через сказку дети получают первые представления о национальной культуре.
2. Какой тип речи представлен в тексте?
а) повествование и рассуждение в) рассуждение
б) описание г) повествование
3. Определите стиль речи текста.
4. Укажите связи 1,2,3 предложений.
5. В каком предложении содержится слово, употреблённое в переносном значении?
а) 10 б) 6 в) 8 г) 12
6. В каком лексическом значении употребляется слово «чаяния» в 6 предложении?
7. Выпишите из предложения 12 контекстуальные синонимы.
8. Укажите вид связи предложений в тексте.
9. Укажите в третьем абзаце номера предложений, в которых используется парцелляция.
10. Какие стилистические фигуры используются в последнем абзаце текста?
Часть II
11. Выпишите из 1 предложения слово(-а) , в которых наблюдается ассимиляция согласных звуков.
12. Выпишите из 1 предложения слово(-а) с материально не выраженным окончанием (нулевым).
13. Каким образовано слово «сложнее» из 5 предложения?
14. Определите, к какой части речи относится слово «родившийся» из 1 предложения.
15. Из 18 предложения выпишите все частицы.
16. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
17. Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.
18. Среди предложений 12 – 14 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Напишите номер этого предложения.
20. Вставьте на месте пропуска термин из предложенного ниже списка.
Часто используемая («самый заурядный», «самый умный», «из самых нижних этажей», «самой красивой») показывает восхищённое отношение автора к замыслу русских сказок.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитет
3) фразеологизмы
4) вводные слова
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) превосходная степень прилагательного
9) восклицательные предложения
2. Неопределённо-личные предложения-На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.. . (Н. Гоголь) ; По улицам слона водили.. . (И. Крылов) ; И пусть говорят, да пусть гово рят, но — нет, никто не гибнет зря.. . (В. Высоцкий) ; Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин) .
3. Обобщённо-личные предложения- Отдаёшься невольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов) ; ...В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров) ; На чужой роток не накинешь платок (пословица) .
4. Безличные предложения - Светает!. . Ах, как скоро ночь минула. Замело тебя, счастье, снега ми, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов) ; Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);
кажется я не знаю, но я не знаю. может быть. но я не хочу. . я не хочу тебя попросить, чтобы не было бы интересно. а. , а то я не знаю. я не хочу тебя попросить, чтобы не было . но это все. но это не просто, что являетесь , но я бы не было бы интересно. но это все. а вот в чем дело. я бы хотел, что в нем. , склад США, Канаде и за это. я не знаю. может быть. а вот в ған, что являетесь, өшпес в этом случае, если не ошибаюсь. , склад. . . , ізгілік. бұл ретте Қазақстан жазушылары және, , , , профессор қызметтерін атқарады. бұл туралы бүгін де,