Сделать морфологический разбор – этопроанализировать слово с точки зрения части речи. Части речи, которые подробно изучаются в начальной школе с точки зрения морфологического разбора, – это имя существительное, имя прилагательное, местоимение и глагол.
Делать морфологический разбор других частей речи, таких как предлог, частица, союз, наречие, учат в средней школе. Морфологический разбор имени существительного
План разбора
I. Часть речи.
1. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
II. Неизменяемые признаки:
1. Собственное или нарицательное.
2. Одушевлённое или неодушевлённое.
3. Род.
4. Склонение.
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
IV. Член предложения.
Образец разбора
В лесу появилось много грибов.
В лесу – им. сущ.; лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл; в П.п, в ед.ч.; (в чём? в лесу) –дополнение, (где? в лесу) обстоятельство места.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма. (И.п. ед.ч. м.р.)
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (только в ед. ч)
IV. Член предложения.
Образец разбора
Ручей течёт по глубокому оврагу.
По глубокому (оврагу) – им. прил.; глубокий; в Д.п, в ед.ч., в м.р.; определение. Морфологический разбор местоимения
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
III. Неизменяемые признаки:
1. Лицо.
IV. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (для местоимений 3-го лица).
V. Член предложения.
Образец разбора
Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич.
Из неё – мест.; она, 3 л.; в Р.п, в ед.ч., в ж.р.; дополнение.
V. Синтаксическая роль глагола в предложении (это будет сказуемое).
Дети рисуют карандашами.
I. Рисуют – слово обозначает действие предмета, значит это глагол.
II. Н.ф. (инфинитив – что делать?) – рисовать
III. Пост. признаки:
А) I спр. Б) несоверш. вид
IV. Непост. признаки:
А) в наст. вр.,
Б) в изъявит наклон.
В) во мн.ч.,
Г) в 3 лице,
Д) рода нет, т.к. это НЕ время
V. Дети (что делают?) рисуют
Делать морфологический разбор других частей речи, таких как предлог, частица, союз, наречие, учат в средней школе.
Морфологический разбор имени существительного
План разбора
I. Часть речи.
1. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
II. Неизменяемые признаки:
1. Собственное или нарицательное.
2. Одушевлённое или неодушевлённое.
3. Род.
4. Склонение.
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
IV. Член предложения.
Образец разбора
В лесу появилось много грибов.
В лесу – им. сущ.; лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл; в П.п, в ед.ч.; (в чём? в лесу) –дополнение, (где? в лесу) обстоятельство места.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма. (И.п. ед.ч. м.р.)
III. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (только в ед. ч)
IV. Член предложения.
Образец разбора
Ручей течёт по глубокому оврагу.
По глубокому (оврагу) – им. прил.; глубокий; в Д.п, в ед.ч., в м.р.; определение.
Морфологический разбор местоимения
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма (И.п. ед.ч.).
III. Неизменяемые признаки:
1. Лицо.
IV. Изменяемые признаки:
1. Падеж.
2. Число.
3. Род (для местоимений 3-го лица).
V. Член предложения.
Образец разбора
Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич.
Из неё – мест.; она, 3 л.; в Р.п, в ед.ч., в ж.р.; дополнение.
Морфологический разбор глагола
План разбора
I. Часть речи.
II. Начальная форма (неопределённая форма).
III. Неизменяемые признаки:
1. Вид.
2. Спряжение.
IV. Изменяемые признаки:
1. Число.
2. Время.
3. Лицо (наст. и буд. вр.).
4. Род