Как озаглавить текст: [1] источниками для изучения одежд служат древние фрески и рукописи, каковы особенно: фрески киево-софийские нередицкие, староладожские; рукописи: святославов сборник, житие бориса и глеба и др. пособия: срезневского "древние изображения свв. князей бориса и глеба" (христиан. древности, изд. прохорова. спб. 1863). "древние изображения владимира и ольги" (археологич. вестник. м. 1867 – 68). "древние изображения князя всеволода-гавриила" (свед. и заметки о малоизвест, памятниках. спб. 1867). прохорова "стенная иконопись xii века в церкви св. георгия в старой ладоге" (христиан. древности. спб. 1871) и "материалы для одежд" ( древности. спб. 1871). далее для наглядного знакомства с украшениями одежды представляет богатый материал множество разнообразных металлических вещей, добытых раскопками курганов или случайно найденных в земле. кое-где сохранились, между прочим, и остатки самых тканей. из множества заметок об этих находках укажу: "о великокняжеских убранствах, найденных в 1822 г. близ с. старая рязань". спб. 1831. о тех же находках, с рисунками, см. письма калайдовича к малиновскому. м. 1822. гр. уваров о металлических украшениях и , найденных в мерянской земле ("меряне и их быт" в трудах первого археологич. съезда. то, что автор относит здесь к варягам, мы считаем недоразумением и относим к руси). филимонова "древние украшения великокняжеских одежд, найденные во владимире в 1865 г." (сборник москов. об. древнерус. искусства. 1866 о том же владимирском кладе см. стасова (в известиях петерб. археологич. об. т. vi). между прочим, г. стасов замечает, что найденные при этом остатки шелковых одежд отличаются узорами византийского стиля, а золотые и позументные имеют затканные шелком фигуры фантастических животных того же стиля и соответствуют таковым же скульптурным изображениям на дмитровском соборе во владимире (130 эту статью, дополняет заметка владимирского археолога тихонравова (ibid. стр. 243). он говорит, что в ризницах владимирского успенского собора хранятся лоскутки княжеских одежд, снятых при открытии их гробниц. между прочим, в гробнице андрея боголюбского найдена шелковая материя с вытканными на ней узорами, травами и обращенными друг к другу львами, которые совершенно сходны с изваянными изображениями львов на наружных стенах дмитриевского собора. н. п. кондакова " клады". спб. 1906. тут о бармах и других украшениях княжеской одежды. его же "изображение княжеской семьи в миниатюрах xi века". спб. 1906. тут описаны 5 византийских миниатюр, найденных в "кодексе гертруды", или рукописной латинской псалтири, находящейся в ломбардии. автор полагает, что эти миниатюры исполнены во владимире-волынском незадолго до безвременной кончины князя ярополка изяславича, которого мать, бывшая польская княжна, носила католическое имя гертруды. для сравнения приводятся изображения на стенах киево-соф. собора и нередиц. ц., миниатюры изборника святослава и т.д. максимович слово "фофудья" объяснял греческой тканью, из которой шились кафтаны с поясами, или "фофудаты" (его соч. iii. а слово "прилбица" он объяснял меховой шапкой (ibid). см. об этом слове в моих сочинениях. вып. 2-й. там же моя заметка об обычае князей вешать свои одежды в храмах, по поводу вопроса о "златых вратах" владимирского успенского собора, тип киевской серьги, см. археологические известия и заметки. 1897. № 3, стр. 74. прозоровского "об утварях, приписываемых владимиру мономаху" (зап. отд. рус. и славян. археологии. iii. 1882). для княжеского быта любопытно также исследование проф. анучина "сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда" (древности моск. археол. об. xiv. 1890). его же "о формах древних мечей". (труды vi археологического съезда. т. i. одесса. 1886).
Одежда в Древней Руси
вот варианты