1. Подготовительная беседа. Представляет собой совместную работу учеников и учителя, когда происходит знакомство с текстом будущего изложения, обсуждается тема, выписывается и характеризуется заголовок. На этом этапе актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются факты, даты и имена собственные, прорабатываются понятия и термины, конкретизируется замысел автора. Работа идет в черновике.
2. Составление плана текста, работа с черновиком.
Ставится цель понять, что и как написал автор текста. Анализируются ключевые слова и особенности композиции: в объёмных текстах определяются части (при повествовании - завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении – тезис, аргументы и выводы; при описании – точность характеристик). Определяется мини-тема каждой структурной части, ее содержание; часть озаглавливается, этот заголовок записывается как пункт плана. Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке, как он связан с другими частями текста. Черновик дополняется.
На этом этапе ученик выступает в роли редактора/корректора своего черновика. Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, фактических данных, правильности написания имен собственных, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Осуществляется орфографическая и пунктуационная правка при повторном чтении авторского текста, поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях. Итогом работы на этом этапе становится переписывание начисто
1. Подготовительная беседа. Представляет собой совместную работу учеников и учителя, когда происходит знакомство с текстом будущего изложения, обсуждается тема, выписывается и характеризуется заголовок. На этом этапе актуализируются знания учащихся по теме текста, обсуждаются незнакомые слова, уточняются факты, даты и имена собственные, прорабатываются понятия и термины, конкретизируется замысел автора. Работа идет в черновике.
2. Составление плана текста, работа с черновиком.
Ставится цель понять, что и как написал автор текста. Анализируются ключевые слова и особенности композиции: в объёмных текстах определяются части (при повествовании - завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении – тезис, аргументы и выводы; при описании – точность характеристик). Определяется мини-тема каждой структурной части, ее содержание; часть озаглавливается, этот заголовок записывается как пункт плана. Осмысливается коммуникативное намерение писателя: зачем это написано, какая идея заложена в данном отрывке, как он связан с другими частями текста. Черновик дополняется.
3. Проверка содержания, редактирование, корректирование.
На этом этапе ученик выступает в роли редактора/корректора своего черновика. Работа с текстом предполагает проверку логики изложения, фактических данных, правильности написания имен собственных, устранение неоправданных повторов, снятие возможных логических противоречий, исправление неточного употребления слов. Осуществляется орфографическая и пунктуационная правка при повторном чтении авторского текста, поиск и исправление ошибок в словах и при расстановке знаков препинания в предложениях. Итогом работы на этом этапе становится переписывание начисто