Как рождаются идеи Шёл январь 1905 года. По улицам тихого швейцарского города Берна не спеша бродил скромный молодой человек. Позади были годы учёбы в политехническом институте, где он поражал профессуру своими к математике. Тогда его имя было никому не известно, он еще не был знаменитым. Позади остались технологический институт, поиск работы и полуголодное существование. Вот уже несколько лет он работал экспертом в патентном бюро и жил скромно, едва сводя концы с концами. Работа не приносила ему больших денег, но занимала не так много времени, позволяя совмещать ее с теоретическими исследованиями.
Эта зима началась для А.Эйнштейна особенно удачно. Недавно в Цюрихе он представил научный труд и защитил диссертацию, получив звание доктора наук.
А сейчас, гуляя по городу, он напряженно обдумывал план серии статей, не предполагая, какую удивительную роль они сыграют не только в его жизни, но и в науке, совершив настоящий переворот в физике.
Одна из этих работ была посвящена объяснению броуновского движения-хаотического движения частиц, взвешенных в жидкости. Молодой ученый связал движение частиц, которое можно было наблюдать в микроскоп, со столкновениями этих частиц с невидимыми молекулами.
Кроме этого, в этой же статье он предсказал, что наблюдение броуновского движения позволило определить массу и число молекул, находящихся в данном объеме. Пройдет несколько лет, и эта идея будет подтверждена Жаном Перреном.
Так А.Эйнштейн положил конец сомнениям о существовании молекул, считавшихся не более чем абстракцией, доказав, что броуновское движение происходит по строгим законам.
В другой статье описывался фотоэлектрический эффект-испускание электронов металлической поверхностью под действием электромагнитного излучения. Это было интересно, потому что физическая природа мельчайших частиц (квантов) оставалась неясной. Физик Макс Планк установил только их величину( постоянная Планка). А.Эйнштейн пошел дальше и сумел объяснить, как световые кванты (фотоны), падая на поверхность металлического, вытесняют из нее другие мельчайшие частицы-электроны. Он доказал, что существует зависимость между фотоном (квант электромагнитной энергии) и энергией электрона. Чем ярче свет, тем больше число фотонов и число электронов, но не их скорость.
На основании этого явления Эйнштейн выдвинул гипотезу о двойственной природе света, то есть, о том, что свет может вести себя не только как волна, но и как поток частиц.
Эта небольшая статья подсказала ученым и инженерам пути к созданию многих чудес техники: от звукового кино и ТВ до необыкновенных источников света- лазеров.
Позднее, в 1922году, за создание теории фотоэлектрического эффекта ему была присуждена Нобелевская премия. Но наибольшую известность ему принесла третья статья.
Физики мира никак не могли разгадать загадку, связанную с измерением скорости света. Классическая механика Ньютона была здесь бессильна. А.Эйнштейн в своей статье дал ответ на этот непростой вопрос. Согласно одному из положений его теории, названной им теорией относительности, скорость света всегда постоянна и равна 300 тысячам километров в секунду.
И если скорость какого-либо тела приближается к скорости света, то движение этого тела происходит не по законам И.Ньютона, а по законам, открытым А.Эйнштейном. Ни один объект не может двигаться быстрее света. В наши дни эти законы широко используются в науке и технике, например, в астрофизике.
Еще в одной статье А. Эйнштейна, написанной в том же счастливом для ученого 1905 году, было всего три страницы. Но эти три страницы открыли человечеству путь к овладению атомной энергией.
После публикации статей А.Эйнштейну сразу пришло признание. В 1909 году он стал профессором университета и технологического института в Цюрихе. Он сумел найти объяснение многих загадок природы с гениальных по красоте и простоте систем уравнений. Впереди было еще много поисков и открытий, блестящих успехов и годы постоянной, упорной работы. А.Эйнштейн всегда мечтал о том, чтобы его открытия несли людям только знание и уверенность в будущем.
Письменные ответы на вопросы:
1.Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Составьте план.
2. Сформулируйте все возможные варианты вопросов к теме каждой части.
Например. Какую идею выдвинул молодой ученый в своей первой статье?
3.Сформулируйте из текста названия статей А. Эйнштейна.
4. Как называлась 4 статья ученого, о чем эта статья.
5. Выпишите узкоспециальные термины, понятия.
6. Кратко напишите о значении статей А.Эйнштейна для развития науки и техники.
Объяснение:
1) Попробуй добавить:
От них мы получим клад, который принесёт нам золотой ум. В книге не будем вершки хватать, а то клада золотого не получим. Книга- губка с витаминами ума, интересами. Вот мы и впитываем витамины из книги.
2) Попробуй добавить:
Если мы будем говорить то, что не надо в разговоре, никто не получит ума, и мы особенно.
3) Попробуй добавить:
Есть человек, у которого умные материалы, как кирпичи с особыми витаминами ума. Его можно назвать "Сердце разговора". Это те люди, кто постоянно читает книги.
Подробнее - на -